Редакция «НН.Собака.RU» вдохновилась романом Владимира Сорокина «Манарага» и запечатлела членов жюри премии «НОС» в гастрономическом ключе с их любимыми произведениями. Встречайте заключение нашей истории, в которой Дмитрий Володин объясняет, почему данная премия – это новое слово в современной социальной литературе.
Дмитрий Володин
предприниматель, меценат
Книга: Собрание сочинений Антона Павловича Чехова
Локация: Sheraton Нижний Новгород Кремль
Во время подготовки к премии никаких открытий я для себя не сделал. Мне понравились Александр Архангельский, Наталья Мещанинова и Виктор Пелевин. Но есть такой момент: я четко понимаю, что появилось большое количество литературы, заказанной издательствами, начиная с творческих способностей авторов и вплоть до объема.
И меня это очень расстроило, потому что произведения заказываются, пишутся, издаются по принципу «книга – лучший подарок». У нее достойный объем, красивая обложка, ее приятно держать в руках, ее можно подарить на Рождество. В ней есть сюжет, но этот сюжет – большая разработанная схема, и между ключевыми линиями встречаются огромные, на десятки страниц, куски, которые абсолютно не связаны с литературой и публицистикой. Какие-то нелепые рекламные вставки. Книги получаются объемными, хорошо оформленными, но это уже не тот подарок, который хотелось бы получить. Как будто просто сказали: «Сделайте мне красиво!».
Меня также разочаровало русскоязычное издание Донны Тартт «Щегол»: большая книга, красивая птичка, хорошие сюжетные линии и слог, но безумное количество мелких подробностей, которые ничего не меняют, кроме толщины книги и ее стоимости. Это очень огорчает. К сожалению, в современную российскую литературу это тоже пришло.
Сама премия «НОС» – это новое слово в современной социальной литературе. Это хорошая премия, и все в ней правильно проработано, но самой литературы – с эффектом «ах» – я не увидел. Как будто все эти произведения были специально подготовлены к премии, к изданию.
Тот же самый Чехов написал немного пьес, но в каждой есть магия. Герои сидят на веранде, пьют чай, но мы понимаем, что в этот момент, за неспешными разговорами о погоде и урожае, рушатся их жизни и сама империя. Это удивительные и прекрасные вещи!
Поэты и писатели складываются по абсолютно неведомым законам, генетическим кодам и в неведомых социальных условиях. Сегодня появляется слой авторов произведений, который становится интересен. Но нужно четко понимать, кому должна быть интересна литература в первую очередь, – читателю: как она на него повлияет, как изменит его мир.
Знаете, в последнее время я больше отдаю предпочтение кинематографу, нежели литературе. Сейчас появилось новое русское кино, которое очень востребовано, потому что отражает происходящие социальные изменения в обществе и подчеркивает, что человеческая душа и человеческая жизнь – это самые главные ценности. Я думаю, и с литературой в какой-то момент это обязательно произойдет, но не сейчас.
Я честно начинал читать каждую из 20 книг, представленных в премии. Но некоторые открывал и закрывал, потому что понимал, что мне просто нечего о них сказать.
Фото: Наталья Арсланова
Комментарии (0)