Анна Гор, советник директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, сейчас берет в свои путешествия книгу «Искусство вкуса», чей подзаголовок «Кулинарная история человечества», впрочем, как будто точнее. Занимательный и научный труд о влиянии еды на человеческие судьбы и судьбу человечества подходит, как выяснилось, и для ночного чтения. Не возбуждает, но, напротив, способен отвлечь от скоромных мыслей.
Книгу написали мать и сын. Мерри Уайт – антрополог и специалист «не только в японской кухне», кроме того, бывший работник кейтеринга. Бенджамин Вургафт – писатель с докторской степенью по интеллектуальной истории Европы, который прежде работал кулинарным журналистом.
Анна Гор: «Книжка свеженькая, вышла в этом году. Пока дочитала ее только до середины, но с удовольствием. Авторы много поездили по миру и много знают о том, что такое кухня с точки зрения культуры, о национальной кухне. Они рассказывают о влиянии еды на ход человеческой истории в связи с историей путешествий».
Бесконечный проселок в лесу; стоя на нем, мы кричим: – Дуччо! Синьор Фантани! Наконец из какого-то кустарника раздается отклик: – Si, si! Мы разыскиваем Дуччо уже час с лишним. Дело происходит рядом с Сиеной, неподалеку от Флоренции. С Дуччо Фантани мы познакомились на рынке в соседнем городке Кастеллина: он продает там разные приправы. Его приправами мы уже несколько недель посыпаем свинину, суп, жареную картошку, овощи. И вот пришли посмотреть, где они растут. Дуччо мы искали долго – так долго, что некоторые в нашей компании успели отчаяться; у них появилась новая мечта – пойти выпить кампари. Но вот Дуччо настырно машет, чтобы мы спустились с холмика, заросшего колючим кустарником, на протоптанную его ослами тропку, где навалены кучи навоза. Есть среди нас такие, кто пришел в сандалиях, и у них этот навоз теперь забился под ногти. А Дуччо все машет.
«Искусство вкуса» Мерри Уайт, Бенджамин Вургафт
Анна Гор: «Это такое кулинарное странствие по всему Свету. Это очень занимательно, легко и весело написанная книжка. Причем весело написанные разделы («виньетки», как называют их Уайт и Вургафт. – Прим. редактора) с историями из жизни авторов чередуются с вполне научными главами, где подробнейшим образом со ссылками на источники описано влияние кулинарии на цивилизацию».
Примат пищи в нашей жизни – вещь понятная и стародавняя. «Сначала поесть, а потом все остальное» – так звучит широко известная цитата автора множества книг о еде Мэри Фрэнсис Кеннеди Фишер. И это совершенно справедливо. Питание первично не только по отношению к речи, но и к любой человеческой деятельности – в узких рамках отдельной человеческой жизни. Но это простое высказывание скрывает в себе сложные взаимоотношения между питанием и «всем остальным». «Все остальное» подразумевает действительно все: от перемалывания кукурузы для получения теста-массы до откармливания свиней, от разработки дотаций для японских фермеров-рисоводов до сохранения пастбищ для скота в Эфиопии. Иными словами, искусство питания включает широкое разнообразие сельскохозяйственной и гастрономической деятельности. И далеко не вся эта деятельность сводится к труду в полях или на кухнях. «Все остальное» в понимании Фишер включает и феномены культуры: от греческих мифов о происхождении мира из яйца до голландских натюрмортов, где изображены великолепные устрицы и подгнившие фрукты. Множество видов человеческой деятельности помогают, так сказать, «накрыть стол» для еды – к ним относится и создание изображений и описаний пищи.
«Искусство вкуса» Мерри Уайт, Бенджамин Вургафт
Анна Гор: «Авторы мыслят глобально – странами, континентами, империями – тема рассматривается с точки зрения экономики, социологии, смежных дисциплин.
В книге, например, подробно описано, как складывалась история фундаментальных злаков – пшеницы и риса и как возникали мировые империи ввиду именно необходимости чем-то кормить население.
Я читаю в основном по ночам и вот в «Ласточке» читала эту книжку, хорошее чтиво, скажу я вам, для перемещения в пространстве. И нет, по ночам читать не опасно, наоборот, заменяет еду. А вообще еда – это не про искусство, это про культуру. Еда, конечно, неотъемлемая ее часть».
В названии книги отсылка к искусствоведческой работе Джона Бергера «Искусство видеть». Бергер, на которого сильное влияние оказали марксистские представления о развитии культуры, считал, что искусство как «формальный процесс отражения и обыгрывания человеческого опыта» существует только в контексте. Авторы «Искусства вкуса» увидели здесь аналогию с едой, которая служит отражением того, «как своеобразные “искусства” – желание и аппетит – влияют на нашу жизнь».
Текст: Владимир Трепитов
Фото: архив редакции
Комментарии (0)