Первая и наиболее авторитетная российская премия в области современного искусства впервые за четырнадцать лет прошла не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Мы поговорили с продюсером проекта Юлией Кузькиной о причинах переезда, особенностях нижегородской выставки проектов-номинантов и о том, как из церемонии награждения сделать оригинальный перформанс.
Чем было вызвано решение изменить локацию?
На сегодняшний день очевидно внимание в сторону регионов. Если раньше масштабные культурные события в основном концентрировались в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас мышление относительно географии намного шире. Мы подхватываем эту тенденцию и стараемся разрушить стереотип насчет вторичности проектов. Во многих крупных городах России есть потрясающие центры современного искусства, где воплощаются амбициозные задачи, предлагающие миру новый взгляд на искусство нашей страны, ее культурную идентичность. В связи с этим переезд «Инновации» мне кажется абсолютно логичным.
Сложнее ли провести федеральный проект не в столице?
Трудности возникли скорее не из-за статуса городов, а по другим причинам. Получилось так, что проектом занимались две команды: из Москвы и из Нижнего Новгорода. А единственным местом встречи и нашим офисом стало пространство интернета в виде бесконечных папок на файлообменниках, имейлов и мессенджеров. Можно сказать, что «Инновация-2019» была создана полностью виртуально. Однако, мы с этим легко справились, так как любовь на уровне команды случилась настоящая, не компьютерная.
Премия вручается в четырнадцатый раз. Что принципиально изменилось за это время?
Я присоединилась к проекту три года назад, как раз в переломный момент, когда для работы над «Инновацией» собралась новая команда. Первым делом мы сменили фирменный стиль. Новую концепцию разработал дизайнер Андрей Шелютто. Именно он придумал логотип, напоминающий одновременно высвечивающийся на экране электронный импульс и бессознательный росчерк, сделанный рукой художника. Те самые вещи, которые в искусстве являются символами открытия, изобретения, действия, способного изменить будущее, той самой инновации. Мы также сделали новый сайт, увеличили число номинаций.
Поменялось ли что-то в организации мероприятий?
Изменился подход к созданию церемонии награждения победителей. Теперь это целостный художественный проект со своей идеей, сценографией и режиссурой. Первое оригинальное по формату вручение прошло в Московском планетарии в 2017 году в формате мультимедийного шоу, со специально созданной для церемонии полнокупольной проекцией. Вместо ведущего мы поместили на сцену робота Kuka, который направлял луч света на победителя. В качестве эпиграфа к церемонии, вдохновленной картой звездного неба и творчеством советского и российского художника Виктора Пивоварова, звучало стихотворение Иосифа Бродского «Что касается звезд, то они всегда…». Было потрясающе: смело, очень красиво и трогательно. Именно в таком ключе мы надеемся продолжать. Выставки номинантов премии также стали событиями, заслуживающими отдельного внимания: во-первых, экспозиция перестала быть стенгазетой с документацией; во-вторых, в качестве кураторов мы стали приглашать номинантов и лауреатов прошлых лет, что выстраивает интересные связи и дополнительные смыслы.
Какие можно выявить тенденции современного искусства, исходя из того, какие проекты номинируются?
Анализируя заявки (в этом году их было более четырехсот), можно выявить вектор в сторону все более сильного размывания границ, так называемой междисциплинарности. Все больше создается проектов с использованием различных перформативных практик, современного танца. Безусловно, много современных технологий и достижений. Главную тему, которую чаще всего раскрывают художники, выделить трудно. Нет доминанты. Это мне кажется особенно интересным.
В рамках премии также проводится выставка проектов-номинантов. Расскажите об особенностях экспозиции в Нижнем Новгороде?
Куратор выставки этого года Алиса Савицкая размышляет на тему глокальности, ставшей основополагающей частью стратегии премии в 2019 году. Именно связь понятий «глобальное» и «локальное» получила свое развитие в выставочном пространстве, где лучшие проекты 2018 года сочетаются с локальными художественными, кураторскими и архитектурными практиками. Интересным решением стало привлечь к сотрудничеству молодых нижегородских художников, Максима Трулова и Ксюшу Ласточку, которые переосмыслили часть проектов и представили их в виде уникальных комиксов. Обычно часть работ, которые из-за масштаба или каких-то других трудностей невозможно продемонстрировать на выставке, мы представляем в форме документации, в основном в виде фото. В этом году Максим и Ксюша для таких проектов придумали собственные истории и особых героев и с помощью них передали суть проектов. Теперь зрители вместо того, чтобы просто посмотреть фотографии, могут познакомиться с творчеством нижегородских художников и в то же время изучить работы номинантов «Инновации» таким нестандартным способом. Также в предыдущие года кураторы отбирали небольшое количество работ, а сама выставка длилась не больше месяца. В этот раз мы впервые организовываем полноценную масштабную экспозицию, которая будет работать для аудитории все лето.
Каковы ваши ожидания относительно посещаемости мероприятий? Уменьшится ли охват из-за смены города?
Я не думаю, что это произойдет. В Нижнем Новгороде потрясающая аудитория, готовая ко всему самому новому и современному. Выставка проходит в Арсенале – пространстве, у которого есть свои постоянные посетители, они точно не пропустят подобное событие. К тому же, современный человек абсолютно мобилен и для него ничего не стоит приехать в другой город для посещения какого-либо культурного мероприятия. Экспозицию можно будет посмотреть намного дольше, чем обычно, это также позволяет привлечь больше зрителей.
Как была выбрана локация для проведения церемонии награждения?
Это был абсолютный эксперимент. Мы продолжаем развивать идею о том, что вручение наград должно уходить от привычных форм и стандартов. После долгих размышлений пришла мысль организовать церемонию на Стрелке, месте слияния двух рек – Оки и Волги, где раньше располагалась Нижегородская ярмарка, а затем, в советское время, порт. Безусловно, нас вдохновляли умопомрачительные нижегородские закаты и потрясающие виды на город. Мы придумали сделать так, чтобы природа и архитектура стали частью проекта, а аура вокруг этого места добавила новые смыслы. Возможно, для каждого из гостей – свои.
Выставка работ номинантов:
30 июня — 25 августа, каждую неделю со вторника по воскресенье
С 12.00 до 20.00
Место: Арсенал, Кремль, корпус 6, правое крыло, 2 этаж
Текст: Анастасия Лазарева
Фото: Анатолий Козьма
Комментарии (0)