18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

От гаражей до фестиваля уличного искусства: как менялся стрит-арт в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород – город, расположенный на месте слияния двух крупных рек – Волги и Оки. Нижний является центром Нижегородской области, столицей Приволжского федерального округа, а с недавних пор еще и особой точкой притяжения на карте стрит-арта страны.

За последние годы в городе сформировался целый пласт активных уличных художников. Сами нижегородцы любят и ценят произведения граффити-райтеров, а гости города стремятся увидеть не только классические достопримечательности, но и известные объекты стрит-арта.

По словам художника, победителя премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» Никиты Nomerz, нижегородское уличное искусство начало зарождаться в 1995 году. Именно тогда в городе начали появляться граффити-команды. 

 90-е

Одним из первых объединений Нижнего Новгорода можно по праву считать команду «Некондиция». Впоследствии участники Варчун, Дип и Крэк создали рэп-группу «Район Моей Мечты» и объединение «Квазар музыка», которое в начале 2000-х стало популярным провинциальным рэп-проектом со своим лейбом и рядом альбомов.

Также в этот период появились команды «ТРАрт» и SiSteam. Вскоре к ним подключаются и сольные райтеры – Вжик, солист известной рок-группы «7000$» Роман Крест и Алексей Lexus. Последний в основном рисовал персонажей и лица людей. В середине 2000-х особенно часто героями работ Алексея будут дети, что стало своеобразной визитной карточкой автора.

Алексей Lexus

Алексей Lexus

В 1998 году из Чебоксар в Нижний Новгород переезжает граффити-райтер Александр Stan. В родном городе он являлся участником чебоксарской команды Da Wallside, в которую также входили Карандаш (сейчас рэп-исполнитель), Репей и Скок. Stan специализируется на шрифтовом граффити, преимущественно в wild style.

Годом позже Dj Топчий организовывает первый нижегородский граффити-фестиваль, который проходит в местном ночном клубе.

Александр Stan

Александр Stan

00-е

В 2000 году В Нижнем состоялся второй крупный фестиваль – «Азбука поколения». Кроме нижегородских райтеров на событие приехали московские гости: Zmogk, Пчелы, Баскет, команда Rus crew. Рисование проходило на плитах бетонного откоса нижегородской набережной.

В нулевые состоялся запуск локального граффити-сайта Graffiti.nnov.ru под редакцией Stan'a, были расписаны первые вагоны метро, появились стрит-арты на стенах стадионов «Чемпион», «Радий», «Водник», а также на опорах Молитовского и Мызинского мостов.

«Азбука поколения» (2000)

«Азбука поколения» (2000)

Первое граффити в нижегородском метро (2002)

Первое граффити в нижегородском метро (2002)

В 2009-м Алексей Lexus создает проект «Нижегородская федерация граффити», от имени которого проводит в городе ряд мероприятий, связанных с художественной росписью объектов.

10-е

В апреле 2010 года открылась первая полноценная крупная выставка Cross Point, связанная с уличным искусством. Экспозиция стала результатом эксперимента, который позволил собрать молодых художников в едином выставочном пространстве.

В первых числах января 2013 года происходит запуск локального полноценного сайта «Graffiti52». Сайт разбит на несколько страниц: архивы работ разных лет, краткая история нижегородского граффити, профайлы основных локальных художников и тд.

Во второй половине 10-х набирают популярность различные выставки, перфомансы и фестивали, связанные со стрит-артом. Так, в 2016-м в ГЦСИ «Арсенал» проходит открытие выставки «Жизнь живых», посвященной отношениям искусства и города. Предметом исследования кураторов и художников стал исторический центр Нижнего Новгорода, все компоненты которого — люди, растения, животные и уходящая деревянная архитектура — рассматриваются как единая экосистема.

В середине 2010-х СМИ и деятели культуры впервые начинают называть Нижний Новгород (наравне с Екатеринбургом) «столицей российского стрит-арта». Позже также возникает термин «нижегородская школа стрит-арта», подчеркивающий особенности работы локальных уличных художников.

В 2017 году в Нижнем появляются прецеденты, связанные с кражей произведений стрит-арта. Нижегородские уличные художники практикуют студийное создание работ на панно, которые затем размещают в городе. Многие подобные объекты пропадали, а позже появлялись в частных коллекциях.


Никита Nomerz

Нижегородский художник

Теперь стрит-арт стал временным искусством не только из-за того, что его закрашивают или портят, но и из-за «охоты» коллекционеров.

Летом 2017 года в Нижнем стартовал проект уличного искусства «Место». По итогам фестиваля 2018 года на московских и нижегородских зданиях появилось более 50 новых арт-объектов. Основная задача фестивальной программы — переосмысление городской среды и создания объектов уличного искусства. 

Текст: по материалам статьи Никиты Nomerz

Фото: архив героев

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: