В день выхода официального анонса INTERVALS 2019 мы поговорили с номинанткой премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода», идеологом и продюсером фестиваля, Ксюшей Чеховской о том, почему она решила посвятить целый фестиваль именно медиаискусству.
Справка: INTERVALS 2019 посвящен новым формам художественного выражения на стыке визуального искусства, музыки и цифровых технологий. 10 уникальных архитектурных площадок, широкие культурная и образовательная программы, погружающие инсталляции на масштабные урбанистические объекты. Актуальная музыка в двух формациях: аудиовизуальный концерт и крупное ночное событие. В рамках фестиваля культовые международные, российские, локальные художники и музыканты объединятся для того, чтобы познакомить самую широкую аудиторию с миром медиаискусства. Организаторами фестиваля выступает студия dreamlaser. Поддерживает Правительство Нижегородской области. Возрастное ограничение: от 0+
Пожалуй, далеко не всем понятно, что такое медиаискусство. Можете, для начала, дать простое определение?
Медиаискусство — искусство, которое создается с помощью медианосителей (проектора, например) и технологий. В основе лежит работа со светом, видео, звуком и кинетикой.
Почему вы уже во второй раз решили делать фестиваль на эту тему?
Просто я ощущаю мощное развитие индустрии сейчас. Появляется мода на аудиовизуальное искусство. Уже давно есть, например, мода на музыку, на профессию музыканта, а сейчас многие мои знакомые, разобравшись в смежных профессиях, связанных с медиа и технологиями, начинают интересоваться медиаартом. Думают, куда пойти учиться и работать, как познакомиться с экспертами и художниками в этой сфере? Где вообще его смотреть? Как это искусство взаимодействует с другими жанрами? INTERVALS — ответы на все эти вопросы. Мы выстраиваем программу так, чтобы охватить все аспекты: образование, выставка, концерт и ночная программа.
То есть сейчас медиаискусство в тренде? На него есть спрос?
В России, изначально, медиаоформление стало широко использоваться в коммерческих презентациях международных брендов. Этим занимаются крупные российские студии: SILA SVETA, dreamlaser и Radugadesign. Чем больше новые медиа работали там, тем больше об этой сфере говорили, создавали и так далее. И сейчас это превратилось в профессиональную индустрию, где есть конкуренция высокого уровня, специалисты, эксперты, объединения и так далее. Где есть развитие и большой интерес. И все потому, что люди (как обыватели, так и профессионалы) привыкли к яркому световому ощущению, погружению, технологичности на крупных мероприятиях.
Вы говорите, что на больших мероприятиях сейчас почти всегда используют медиаискусство, а нет ли такого, что оно воспринимается не как отдельная форма, а как дополнение к привычному ряду?
Здесь проблема не только в обывателях, которые так могут его воспринимать, но и в профессиональном сообществе, которое до сих пор отвечает на вопросы: что такое медиаискусство и почему оно полноценно? Даже вопрос созерцания и обладания не до конца понятен.
Например, живопись. Ты можешь в любой момент пойти в музей и увидеть любимую картину, которая висит там уже сто лет, не смотря на то, что меняется мир — фундаментальное искусство. Можешь коллекционировать картины или просто пойти на курсы и нарисовать что-то более-менее внятное и повесить дома. С аудиовизуальным искусством все сложнее. Оно носит больше перформативный характер, погружая в опыт «здесь и сейчас», оставляя впечатления — не рядовые, а интерактивные.
Здесь сложно стать обладателем или коллекционером какой-то работы. Чаще всего ты можешь стать только правообладателем контента, который заказал и купил у художника, чтобы транслировать у себя в маркетинговых и эстетических целях. Как это делают, например, аэропорты или крупные компании на своих зданиях или в штаб-квартирах. Поэтому, сказать, что медиаискусство равноценно по всем показателям фундаментальному — нельзя. Но то, что оно самостоятельно и заслуживает отдельного внимания мы и показываем на INTERVALS.
В России пока нет образовательных программ, где можно было бы изучать медиаискусство. Где же тогда учиться, чтобы стать профессионалом?
У нас пока нет институции, которая была бы готова предложить глубокое образование по этой теме — это верно. В Америке и Европе медиаискусство изучается на государственном уровне. Это там так же естественно, как факультет туризма, например. Только поэтому многие вещи российская индустрия черпает оттуда.
Сейчас в профессию связанную с медиаартом приходят из каких-то смежных сфер (дизайн, программирование, архитектура, музыка) и начинают работать за счет своего стремления и учиться на практике. Конечно, есть точечное дополнительное образование: специальные программы Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко или факультет Digital Art в ДВФУ (Владивосток), но этого мало. Это острый вопрос, и я думаю, что тот государственный институт, который первый реализует это на практике (потому что размышления на эту тему уже ведутся давно), — будет на шаг впереди.
Тогда какие перспективы сейчас у медиаискусства? Что нас ждет в его развитии?
Мне кажется, одна из благоприятных сфер (кроме образования), где аудиовизуальное искусство будет развиваться — социальная сфера. По-моему, одним из первых масштабных проектов была проекция Greenpeace на атомный крейсер. Они проецировали сообщение о том, что эти корабли везут смерть.
Сейчас медиатехнологии не так часто используются для социальных проектов из-за своей дороговизны. Но мэппинг и световые шоу периодически применяют для рассказа о войне. Яркий пример — крупномасштабная инсталляция студии dreamlaser на скульптуру «Родина-Мать Зовет!».
Но в целом потенциал и возможности гораздо шире. Думаю, что вскоре новое искусство и технологии помогут обращать внимание на другие социальные темы. И ведь чем больше развиваются технологии, тем больше оптимизация затрат и тем больше новых решений для выразительности — в этом тоже постоянное развитие.
На INTERVALS 2019 будет как-то затронута социальная сфера?
Да, мы хотим привлечь внимание к зданиям, территориями и архитектурным объектам, которые стоят заброшенными годами, судьбы которых неоднозначны и не решены на данный момент.
Не могу пока рассказать всего, но в планах сделать масштабную световую инсталляцию на Нижегородские пакгаузы, о которых общественность говорит начиная с их открытия в 2015 году во время зачистки Стрелки к Чемпионату Мира. Это уникальные конструкции инженера Шухова, которые относятся к истории Нижнего Новгорода. И мне кажется, что в комплексе со Стрелкой, они заслуживают стать одним из главных символов города. Еще мы планируем сделать проекцию на элеватор мукомольного завода и задействовать территорию бывшей фабрики «Маяк». И это только часть тех зданий и территорий, которые будут участвовать в нашей большой городской медиавыставке. Всего будет более 10 объектов.
Мы так скрупулезно подошли к выбору локаций, потому что почти вся команда фестиваля родом из Нижнего Новгорода. Кто-то и сейчас живет и работает здесь, а кто-то в Москве, но ощущение, что мы можем дополнить культурный код города новым форматом, изменить его в лучшую сторону, заставить взглянуть на культовые объекты исторического центра по-новому как самих нижегородцев, так и гостей города. Все это сподвигает нас на работу над INTERVALS 2019.
Фото: архив проекта
Комментарии (0)