18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

“Не место красит человека, а человек - место”: Как фестиваль уличного искусства захватил весь город

Дорогая редакция уверена: Нижний Новгород - столица стрит-арта. Главное доказательство тому - фестиваль уличного искусства "Место", который проходит в течение этого лета. Художник и победитель премии "ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода", Никита Номерз, рассказал, как желание сделать публичный показ документального фильма стало отправной точкой для создания масштабного городского проекта, выборе локаций для рисования и жизни искусства на улицах.

Об идее и названии фестиваля

Проект “Место” начался с фильма об уличных художниках “В открытую”, над которым я работал с 2011 года. В 2017 году он был готов, и тогда же в голову пришла идея сделать публичный показ фильма и пригласить на него художников, участвовавших в съемках. Но просто позвать ребят было бы недостаточно. Хотелось, чтобы художники создали свои работы на улицах города. Так и появился проект. 

Есть фраза “Не место красит человека, а человек - место”. У нас действительно так, в буквальном, не переносном смысле. Вообще, для уличных художников поиск места для работы - один из самых насущных вопросов. Поэтому название для проекта очень подходящее: многозначное и при этом ёмкое.

О выборе локаций

Фестиваль “Место” - легальный, не партизанский. Есть полностью партизанские проекты. Например, фестиваль “Карт-бланш”, который совсем недавно прошел в Екатеринбурге.

В основном, жителям интересно уличное искусство: даже если я разрисовываю что-то без согласования, почти не встречаю открытой неприязни. Люди часто спрашивают, чем я занимаюсь. Я всегда рассказываю, показываю эскизы, не прячусь ни от кого. Если попросят, готов все закрасить и уйти. Правда, так делать еще не приходилось.

Для “Места” все эскизы будущих работ мы обсуждали с жителями домов, их собственниками, городской администрацией. Процесс сложный, долгий, но необходимый: на партизанский фестиваль не привлечь партнеров, спонсоров, к тому же, мурализм (монументальная живопись на фасаде - прим. ред.) никак не сделаешь без согласования. И мне, как организатору, не хочется, чтобы у художников возникали какие-либо проблемы, пока они рисуют. Поэтому все необходимо делать официально. Конечно, концепция уже не совсем укладывается в понятие привычного стрит-арта - у нас все легально, утверждено и согласованно. Но художники могли выбирать любые темы и сюжеты для своих произведений: было важно сохранить полную свободу для творчества.

Площадки для работ мы выбирали исходя из их состояния и окружающего пространства. Смотрели, насколько уместно там будет рисовать. Предлагали авторам несколько локаций на выбор: фотографировали с разных ракурсов, рассказывали об особенности и атмосфере мест. Уличный художник из Екатеринбурга Максим Реванш, например, создал абстрактную работу "Атом города" на фасаде лицея №40. Муниципальные организации не часто идут на контакт, а тут на связь с нами вышла сама директор школы.

Еще один приятный опыт сотрудничества проекта "Место" - партнерство с “Теплоэнерго”. Компания второй год предоставляет художникам свои технические объекты, дает полную творческую свободу и выделяет финансовую поддержку. Своими работами мы создаем "защитный слой" от вандализма: будки с полноценными картинами реже портят.

О художниках и их связи с историей города

На фестиваль приехали художники из разных городов России. Я решил сразу, что нужно приглашать авторов, творящих в максимально непохожих, далеких друг от друга стилях. На фестивале художники не привязаны к какой-либо теме, все они работают так, как считают нужным: кто-то рисует картины, а кто-то создает барельефы из бетона или даже уличные видео-проекции. Тем самым мы расширяем границы уличного искусства и показываем, что стрит-арт - это не только плоские картины на стенах.

Много фестивальных работ связано с историей города. Например, группа художников "33+1" создала серию работ "Обитатели Миллиошки", вдохновленную, в том числе, произведениями Максима Горького. Большинство стрит-арт объектов расположены во двориках, куда люди не так часто заходят. Экскурсия по объектам стрит-арта - отличный способ для гостей и жителей города познакомиться с историей Нижнего и открыть новые места. Работы очень часто становятся точками пересечения прошлого с настоящим и будущим. Получается некое путешествие сквозь время и пространство.

 

О “Крокодиле” 

Картина появилась еще в 2006 году. Она располагалась на том же месте, где и сейчас, в самом начале Канавинского моста. Потом переправу стали ремонтировать и картину закрасили. Когда я готовил лекцию, посвященную истории нижегородского стрит-арта, подумал, как было бы здорово восстановить рисунок. Тогда же написал одному из авторов, художнику Виктору Splash'у. Он живет в Санкт-Петербурге и до сих пор занимается уличным искусством. Виктор согласился приехать и вернуть “Крокодила” под эгидой фестиваля. Теперь у рептилии есть не только голова, а еще и тело, лапы, хвост: сама форма моста подсказывает такой рисунок. На мой взгляд, получилось масштабно.

 

О жизни искусства на улицах

Многие уличные художники выставляются в галереях. Конечно, там с работами ничего не произойдет, но и увидит их намного меньше людей. На улице все наоборот: здесь искусство доступно всем. Кто-то будет смотреть, размышлять, искать подтекст в произведении, другие же ничего не будут выдумывать. И в этом вся прелесть уличного искусства. Оно максимально публично. Конечно, бывает обидно, когда произведения уничтожают или крадут, но такова суть стрит-арта: закончив картину, художник отдает ее городу. Она больше ему не принадлежит и живет своей жизнью.



О перспективах

Мы уже начали планировать следующий фестиваль. Скоро начнем разрабатывать концепцию и выбирать участников. Плюс я думаю, стоит уходить из центра: здесь хватает стрит-арта, пора переходить в спальные районы и расширять границы. Пока "Место" захватило только центр города и Мещерку, но все еще впереди.

 

Текст: Анастасия Большакова

Фото: Женя Дубова, Никита Номерз

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: