Иван Горшков, выбранный художником года Cosmoscow, презентовал свою выставку и инсталляцию «Крем-брюле» на открытии галереи в пространстве «Юла Pizza» и рассказал «НН.Собака.ru» с чего начинается путь к выставке в Нью-Йорке, что можно обнаружить в его работах и почему его искусство – это не мыльный пузырь.
Живя и работая в Воронеже и выставляясь в Москве и Петербурге, в Нижний я попал стихийно. Сергей Уханов, идеолог проекта «Юла Pizza», в сентябре побывал на ярмарке Cosmoscow и увидел мои работы, а позже мы пересеклись в петербургском музее стрит-арта. Он очень внимательно отнесся к моему творчеству, наверное, сделал для себя какие-то выводы. В общем, возникла идея выставки в Нижнем Новгороде. И хотя мы везли работы аж из Петербурга, оказалось, что это посильно и возможно.
Часто слышу, что современное искусство высосано из пальца. Всегда нужно читать длинный и занудный текст, а без бумажки это больше напоминает мыльный пузырь. В моем случае все не так. Я не работаю с концептуальной традицией, а, скорее, олицетворяю постконцептуализм. В моих работах есть буйство жизни и ад избыточности, но большинство ответов можно найти логическим путем. Я комбинирую экспрессионистскую традицию и эстетику фотожаб, а еще использую низовые культуры. Мне нравится делать из этого хорошее искусство.
Мне интересно выстраивать процесс творчества как природный, тектонический, где один слой накладывается на другой естественным образом. И, если каждый художник ищет в мире, жизни и природе интересные ему стечения обстоятельств, то я ищу каламбуры, формальные и образные случаи. Как у Даниила Хармса сборник «Случаи», так и у меня случаи: здесь какой-то грустный гоблин, а над ним застывшая сопля нависла – вот это приключение. Но шанс на интересную работу и творческую удачу возрастает при риске, когда ты создаешь ситуацию с непредсказуемым исходом, а потом из нее выруливаешь. И лучше заниматься работой несколько дней, но дело не в проведенном времени, а в количестве подходов, чтобы глаз не «замылился».
В моих работах можно обнаружить самые разные элементы – от распечатанных фрагментов Google Maps до фигурок солдатиков. Чем больше слоев и переплетений, тем более естественно выглядит ландшафт – нерукотворно и даже несколько катастрофично. А катастрофичность – это история, которую нарочно не придумаешь.
Формулировка «художник года Cosmoscow» не означает, что ты сал самым лучшим по итогам этого периода времени. Просто каждый год организаторы и экспертный совет выбирают автора, под девизом которого проходит ярмарка. Они берут какую-то работу этого художника и делают на ее основе фирменный стиль. Из моих работ выбрали похожую на ту стену со зверьками, что можно сейчас увидеть в «Юле». И эта работа цитировалась на баннерах, в каталогах, на сумках, ручках и прочем мерче. Это круто и лестно, а для меня это самое большое в жизни признание профессионального сообщества и коллег.
Художник должен быть заинтересованным. Он сам – двигатель прогресса. Помимо того, что он делает искусство, у него есть потребность выставлять его, общаться с публикой, рассказывать о творческих замыслах. Нужно пробовать, ведь дорогу осилит идущий. Это банальные вещи, но по-другому не бывает. Сначала для тебя успех – это сделать выставку на кухне и позвать трех друзей. Потом успех – это сделать выставку в кафе. А дальше – в галерее, потом в Москве, в музее, в Нью-Йорке… Мне кажется, молодые художник должны понимать, что без выставки на кухне не будет и выставки в Нью-Йорке.
По окончании выставки «Крем-брюле» мы решили провести финисаж. Если будет хорошая погода, сделаем закрытие в стиле снежных забав, тематически связанных с моей выставкой. Никто, конечно, не застрахован от оттепели, но мы планируем устроить уличный междисциплинарный проект со скульптурой и перформансом. Должно получиться что-то на стыке Масленицы и фотожабы – такой гусарский кутеж.
Интервью с Иваном Горшковым читайте в ноябрьском номере «НН.Собака.ru»
Фотографии - Наталья Арсланова
Комментарии (0)