Родной язык «НН.Собака.ru» – русский, художника Хоба Санчеса – испанский, говорили на английском. В общем, местами языковой барьер был ощутимым (например, когда речь зашла об окрошке с килькой), но, кажется, мы все-таки справились. Обсудили Мехико и Выксу, Эрика Булатова и Алексея Луку, русскую и мексиканскую шаурму. И, конечно, проекты Хоба в арт-резиденции «Выкса».
Художник должен быть вовлечен в окружающую действительность. Это его ответственность. Необходимо понимать, как живут люди в разных предлагаемых обстоятельствах. Хороший художник создает свою реальность, отталкиваясь от этого.
Одна из обязанностей современного художника – работать на разные аудитории. Например, я уже многому научился, но не планирую возвращаться с полученными знаниями домой, в Мехико. По-моему, лучше съездить в штат Веракрус, в небольшую мексиканскую общину, и показать свои результаты там. Провести семинары для учеников очень маленькой начальной школы, показать им другой мир.
Коренные жители Мексики маргинализированы, они в стороне от современной культуры. И сейчас для меня важно работать с ними в этом контексте. Я имею в виду, что у нас есть традиционные обычаи и искусство, но нет современных кино, танцев, арта. Поэтому я регулярно путешествую по разным странам, работаю в арт-резиденциях – получаю новый опыт, а после делюсь им.
Я попал в Выксу благодаря куратору и другу Кристине Горлановой (художница, сооснователь Ассоциации арт-резиденций России, куратор арт-резиденции «Выкса». – Прим. редакции). Она рассказала мне про местную арт-резиденцию. Подал документы, прошел опен-колл и начал работать. Но я не первый раз в России. Пять лет назад работал на севере, в Архангельске.
Может показаться, что Выкса – очень спокойный город. Да, но при этом у нее есть характер. Под характером я понимаю ее художественную сторону, которая как бы прячется. И это очень интересно. Я обнаружил много стрит-арт-работ, которые легко не заметить. А еще Выкса совсем маленькая в сравнении с Мехико, Москвой, Токио. Мне хочется пожить и поработать в такой среде.
Меня впечатлила работа Эрика Булатова на Выксунском заводе ОМК. Она называется «Стой – Иди» и кажется достаточно консервативной, но мне нравится ее композиция. Много лет не видел ничего подобного. А еще притягивает смысл, который лично я интерпретирую так: нужно уйти от государственной защиты и заняться неолиберальными вещами, свободным рынком. Но я не знаю, что на самом деле хотел сказать автор. Не менее интересным мне показался конструктивизм Алексея Луки там же.
Я создаю арт-объект в Нижегородской области. Это одно объемное сложное высказывание, разделенное на две части. Первая выполнена из стали, а вторая... пока сюрприз! Но она точно будет менее суровой, чем та, что из металла. При создании этой работы случилось мультикультурное путешествие. Я написал фразу на испанском, перевел на английский, а коллеги – на русский. Думаю, это будет очень хорошо.
Смысл моего проекта крутится вокруг жизни и смерти. И, конечно, затрагивает проблемы капитализма и консьюмеризма. Но он свободен в толковании! Презентация пройдет в Арсенале, где я, к сожалению, не смогу присутствовать.
Я люблю готовить. И даже здесь, в арт-резиденции, импровизирую, готовлю разные блюда из того, что есть на кухне. Чаще всего угощаю своего коллегу-художника Кирилла Гаршина. Мы проводим много времени вместе, разговариваем об искусстве. Но и работаем много! Даже когда общаюсь с людьми или гуляю, оставляю заметки, наброски в блокноте. Это часть моей работы.
Мне нужно танцевать каждый день. Звучит как стереотип, но это правда. Вечером я люблю слушать музыку. Хорошо, что мне разрешили поставить колонку в арт-резиденции. И немаленькую, чему я очень счастлив!
Когда вернусь в Мексику, продолжу работать над своими проектами. Я провожу воркшопы для детей. У нас много теории и практики по теме современного искусства. В конце программы вместе создадим монументальную работу и представим ее. Это будет первая выставка современного искусства не только в моей общине, но и во всем регионе. Также я работаю над сохранением источников чистой пресной воды. Хочу провести кампанию, разъясняющую важность природных источников, провести исследование на темы загрязнения воды и водных циклов, а после поработать над созданием фильтров.
Текст: Тимофей Макаров, Анастасия Андреянова
Фото: Дмитрий Шишулин
Стилист: Лиза Погодина
Визажист: Юлия Анисимова
Благодарим Центр «Нижний 800» за помощь в организации интервью и съемки.
Комментарии (0)