18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Эмоциональный резонанс и шедевры в «зоне риска»: новый концертный сезон Нижегородской филармонии

В начале октября один из ведущих дирижеров нашего времени, дважды лауреат премии «Золотая маска», народный артист России Владимир Понькин открыл второй сезон художественного руководства Академическим симфоническим оркестром филармонии им. М. Ростроповича. Перед очередным концертом в Нижегородской филармонии Владимир Александрович рассказал о великих учителях, приоткрыл тайны дирижерского искусства и поделился планами на будущее.

Вы окончили Горьковскую консерваторию, класс Маргариты Саморуковой. Какой осталась она в вашей памяти?

Это был совершенно гениальный учитель, до мозга костей принципиальный, правдивый, откровенный. Получив фундаментальные знания, которые она мне подарила, я с такой легкостью их применил при поступлении в Московскую консерваторию, что Геннадий Николаевич Рождественский, увидев меня первый раз на приемном экзамене, поставил пятерку с четырьмя плюсами.

Вы переняли симфонический коллектив от другого ученика Саморуковой – Александра Скульского. Ощущаете преемственность дирижерских традиций?

У каждого дирижера свой почерк, поэтому то, что требую я, отличается от того, на что обращал внимание Александр Михайлович. Разница в трактовках, в подходе к мелочам формирует исполнительскую индивидуальность. Я согласился принять пост дирижера, как примерный ребенок, который должен вернуть сыновний долг. Нижний Новгород – любимый город, я ему посвящаю много времени, внимания и сил.

Приоткройте тайны дирижерского искусства. С чего вы начинаете работу над музыкальным сочинением?

Каждое произведение очень долго «вынашиваю». Например, подготовка оратории Баха «Страсти по Матфею» у меня заняла полгода. Старался войти в чувство особого эмоционального резонанса: важно было передать легкость и душевность великого произведения. Я открытый человек. Для меня чувства, пожалуй, стоят на втором месте после знаний. Правильно дирижировать – значит уметь правильно рассказать оркестру свои эмоции.

Как вам второй год руководить Академическим симфоническим оркестром?

Мы с музыкантами сблизились настолько, что порой я могу переходить на уровень энергетического общения с ними. Не встречал в России оркестр, который мог бы так тонко, эмоционально правильно отнестись к каждому моему жесту. Это, на мой взгляд, небывалый случай! Бесспорно, существует потрясающий симфонический оркестр имени Светланова. В свое время я с ними сделал «Весну священную» Стравинского и «Шехеразаду» Римского-Корсакова с одной репетиции! Изумительное исполнение! Однако с прославленным коллективом, как говорится, было «все в руке», а нижегородский оркестр все-таки «в сердце». Каждый музыкант по-доброму открыт моим указаниям. Ответ от них получаю очень хороший. Я необычайно рад, что судьба заставила меня вернуться в родной город.

В чем для вас особенность наступившего концертного сезона?

Мы с оркестром вступили в репертуарную «зону риска»: создали новый абонемент «Музыкальная летопись России». Программу цикла составили произведения, которые другие бы исполнители не включили. Вместе с руководителем филармонии Ольгой Томиной и директором оркестра Андреем Малых, а также замечательным ведущим Артемом Варгафтиком хотим, чтобы публика вспомнила шедевры отечественной музыки. Знаете, это как тронный наряд царя, который весит 60 килограммов: надо его надевать хоть иногда. Однако музыка XX века нас тоже волнует. Дмитрий Шостакович – абсолютно гениальный композитор и величайший гражданин Советского Союза. В его музыке я ощущаю запах той эпохи. Это не ностальгия по прошлому, но уроки на будущее. Наша задача – беречь и возрождать Россию. Музыка, как ничто иное, возбуждает патриотические чувства, и наша основная задача – правильное музыкально-эстетическое воспитание слушателя.

Текст: Анфиса Худякова
Фото: предоставлены пресс-службой филармонии

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: