18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Ксения Драныш: «Боли в мире и так достаточно, пусть ее не будет в моем творчестве»

В арт-резиденции Галереи 9Б живет и работает Ксения Драныш (возможно, поэтому в центре так солнечно). В произведениях художницы много аллегорий, трансформаций, инсайтов, песен, снов. Поэтому и разговор у нас получился с акцентом на радостные эмоции, духовность, воспоминания.

Что вам сегодня снилось?

Сегодняшний сон не помню, но могу рассказать вчерашний. Мне снилась бабушка моего парня. Она была буряткой, похожей на азиатскую шаманку, поэтому делала традиционные бурятские шапочки и пришивала к ним бусинки. Интересно, что бабушка действительно из Бурятии, но русская! Весь сон был в желто-охристой гамме.

Как-нибудь используете этот сон?

Вряд ли. Мне в Нижнем так спокойно, что снятся только короткие, непримечательные сны. Говорят, яркие сны снятся, когда психика не выдерживает реальность, не может ее переварить.

А правда, что сны — ваш любимый инструмент? Ведь вы даже рассказывали, как познакомились во сне с художником Андреем Бартеневым.

Я начала запоминать и прорабатывать сны в девять лет. И на моей персональной выставке в «Юле» как раз можно было встретить одну из таких ранних историй. Однажды мне приснилось, что в пруду недалеко от моей дачи завелась хищная рыба. И рыбаки настолько обезумели от желания ее поймать, что один даже ловил ее на грудничка! В итоге рыба никому не досталась, а я внезапно оказалась в воде у нее на хвосте. Мы плыли с бешеной скоростью, эмоции зашкаливали.
Помню, рассказала этот сон бабушке сразу после пробуждения, и она полезла в сонник. Оказалось, такое снится к болезни, и я действительно в тот день отравилась.
Но, кстати, кошмары мне снятся редко, чаще — какой-то сюр. 

Что еще вас вдохновляет?

Личные дневники. Написала два автопортрета под музыку и назвала их фрагментами из песен. Один фиолетовый, как будто зеркально разломанный. Это In your room, Depeche Mode. Другой — розовый с черной тушью. На нем написана фраза Feel my heart beating из песни Мадонны. Но все складывается случайно, специально я ничего не придумываю. Слушаю музыку и вдруг ловлю себя на мысли, что хочу поработать с этой темой.
Я люблю разные инструменты, разные техники. Сегодня хочу рисовать, завтра фотографировать, стараюсь концентрироваться исключительно на проектах.

Вы часто поете в сторис и есть ощущение, что у вас поставленный голос. Музыкальная школа?

Я ходила в музыкальную школу в шесть лет. Год играла на фортепиано и пела в хоре, а потом у меня случилась травма. Там постоянно орали, били по рукам. Сплошное насилие. А на первом экзамене у меня и вовсе случился серьезный нервный срыв из-за резких высказываний директрисы.
Сейчас немного жалею, что у меня нет музыкального образования, хочется проявляться через голос. Нужно закрыть этот гештальт.
Хотя я уже брала уроки вокала и делала персональный музыкальный проект Pink Punk Opera в галерее Iragui. Он состоял из десяти видеозаписей, где я в разных костюмах разными голосами пропевала заметки из личного дневника. Тексты были очень серьезные, а моя мимика и жесты — нет. Поэтому, кажется, мало кто вслушивался в мои переживания.

В ваших работах так много света, добра, радости. Как так-то?

Я стараюсь изображать только позитивные, одухотворенные аспекты жизни, потому что сила произведения в трансформации реальности. Не хочется показывать то, чего и без меня хватает. Во мне тоже есть боль, но я не готова делиться ей. Я понимаю, как это может влиять на людей, потому что сама чувствительная. Недавно ходила в театр и всю постановку думала, зачем мне это показывают? Там была откровенная жесть, которая погрузила меня на дно, подняла во мне кучу негативных эмоций. Боли в мире и так достаточно, пусть ее не будет в моем творчестве. Это не терапевтично.
Помню, когда училась в институте, меня пригласили принять участие в выставке «Жертва пропаганды». Я согласилась ради опыта. Создала несколько работа про алкоголь и запрещенные вещества, но так и не выставилась, потому что заболела. Эти картины до сих пор лежат в моем архиве, но единственное, что хочется с ними сделать — сжечь.

Вам писал кто-нибудь из зрителей что-то типа: «Ксения, спасибо, ваши работы заставляют меня жить»?

Да, разное пишут. Работа — это продолжение энергии человека. Так одна женщина написала, что разглядывание моего профиля в социальной сети спасло ее от суицида. Когда прочитала это, была в шоке. Я же просто живу, дурачусь, выкладываю свои картинки, а кому-то от этого становится лучше.

А на вас кто-нибудь или что-нибудь влияет?

Духовные практики. Когда начался Covid, я застряла в Таиланде. Точнее, добровольно осталась там, так как понимала, что границы закроют. Каждый день медитации, круги, холотропное дыхание, гвоздестояние. На тот момент это было жизненно необходимо, хотела вернуть опору, привести себя в чувства. Десять дней провела в випассане, и это один из самых ярких опытов.
Но я не буддист. Уверена, что истинная духовность во всех религиях одинаковая, просто чей-то язык тебе ближе. Например, в Нижнем Новгороде посещаю православные храмы. Особенно понравился Александро-Невский собор, поразили размеры икон, просто мурашки по коже. Я нигде и никогда еще такое не видела.

Почему именно храмы, соборы? Такой план арт-резиденции?

Я так устроена. Куда бы не приехала, везде хожу в храмы разных конфессий. И везде посещаю барахолки. Например, в Городце купила Будду из слоновой кости, эта подвеска ждала именно меня в антикварном магазине.

Какая тема вашей работы в Нижнем?

Народные промыслы, их переосмысление. Уже заказала вазу, матрешек. Буду расписывать. Интересно, что первое образование у меня как раз художественно-ремесленное. Поэтому я владею всеми необходимыми техниками. Уже ездила на городецкую фабрику, токарный завод, в Музей матрешек. Погружаюсь в контекст области.

А свою дизайнерскую сторону планируете раскрывать в арт-резиденции?

Роспись вазы — это дизайн или искусство? Как будто дизайн и так часть искусства. Пикассо же расписывал вазы и продавал на аукционах за бешеные деньги. Хотя это были обычные гончарные вазы. Ничего сложного даже в форме. Просто расписаны рукой Пикассо и все.
Возможно, придумаем еще что-то. Когда ты в процессе, сам не знаешь, что на тебя повлияет и во что это выльется. Должно пройти время. Не удивлюсь, если после завершения работы в арт-резиденции, откроется новый поток идей.

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Арина Федотова
Макияж и укладка: Юлия Анисимова
Стиль: Ева Эйгер
Локация: Галерея 9Б

Благодарим Центр «Нижний 800» за помощь в организации интервью и съемки.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: