Why so serious?* Ответ на вопрос Джокера – коллекция Натальи и Рустама Коренченко. К современному искусству они относятся как к игре, где художник, галерист, коллекционер, меценат – всего лишь роли, и уже завтра они могут запросто поменяться. Неизменной остается позиция homo ludens – человека играющего.
* Почему так серьезно?
Как вы начали собирать современное искусство?
Наталья: Моя первая покупка – два офорта Александра Дашевского, которые я приобрела онлайн. Это был 2015 год, я только начала знакомиться с современным искусством России. А потом Рустам, с которым мы еще не были женаты, подарил мне работы команды «ТОЙ» и Андрея Оленева, и я поняла, что у нас общие интересы.
Рустам: Коллекционером я никогда не был, но помню тот момент, когда мне впервые захотелось купить произведение искусства. На пересечении улиц Ульянова и Нестерова я случайно увидел работу Андрея Оленева «Рыбак». Это было как вспышка! Тут же перед глазами встала картина из детства – папа показывает мне альбом Рериха… Яркостью палитры он чем-то напоминает некоторые работы уличной волны. Потом я узнал о бытовых проблемах художников и понял, что смогу быть им полезным, потому что всегда умел решать такие вопросы. Я начал покупать работы стрит-арта, для меня это была поддержка их авторов. Кстати, позже я попросил Андрея сделать мне копию его «Рыбака», но с первого раза он отказал.
Наталья: Для нас на первом месте стоит интерес к художнику, дружба с ним, желание его поддержать. У нас никогда не было мысли об инвестиционной привлекательности коллекции. О ее важности в нашей жизни и жизни других людей – да.
Рустам: Это как пригласить друга на застолье – ты же сам стол накрываешь, а не гость. На сегодня покупкой произведений занимается исключительно Наташа, я намеренно отошел в сторону, и от этого коллекция только выиграла – стала намного более продуманной, глубокой.
Можно сказать, что у вашей коллекции есть определенная концепция?
Наталья: Какой-то генеральной линии в ней нет. Я не форсирую события, коллекция должна органично отражать нашу жизнь: наши вкусы меняются, уровень самосознания как коллекционеров растет, соответственно мы пересматриваем и отношение к ней. Для меня и коллекционирование, и само современное искусство – это способ познания самой себя. Главное, что остается неизменным, – помощь художникам, нам по-прежнему важно иметь с ними связь. Особенно важно поддерживать молодых, которые еще в начале пути. Но при этом их работы должны перекликаться с произведениями их старших коллег, которые у нас уже имеются. У нас же есть диалог с художниками – так и в коллекции должен быть диалог их произведений.
То, что вы лично знакомы с художниками, вплоть до их бытовых проблем, помогает или, наоборот, мешает при выборе работ?
Наталья: Есть разные типы коллекционеров, мы в первую очередь собираем воспоминания. Каждая картина связана с каким-то событием из нашей жизни. Вот, например, портрет Рустама работы Якова Хорева – он отражает моменты их дружбы, общих поездок. Это даже не портрет, а зарисовка жизненной ситуации.
Рустам: Он подарил мне эту картину на тридцатилетие. Позже команде «ТОЙ» я заказал портрет Наташи в качестве подарка ей на день рождения. И для меня, и для них это был скорее китч, мы смеялись над самими собой.
Наталья: Да, похоже на метаиронию, игру в художника и мецената: он заказал портрет, чтобы обыграть эту ситуацию...
Рустам: ...мы псевдоколлекционеры, они псевдохудожники. Но в этих «псевдо» самая глубокая истина.
Наталья: Я всегда считала, что к себе надо относиться с иронией.
Ирония присутствует еще и в том, что на стенах вашего дома работы современных художников соседствуют с рисунками вашей дочери.
Рустам: Она не просто рисует, но уже и продает свои рисунки.
Наталья: Тамаре шесть лет, скоро она пойдет в школу. Но еще год назад она самостоятельно организовала галерею в своей комнате.
Рустам: Моим самым первым подарком для нее стала работа современного искусства. Когда она родилась, я был в Москве, на ярмарке Cosmoscow, и там я купил для нее объект Алины Глазун «Опасная и красивая», он до сих пор стоит у Тамары в детской. Когда ей будет столько же, сколько нам сейчас, она будет смотреть на него и думать: вот ведь родители развлекались! Это вопрос ее эстетического развития: или она воспримет современное искусство и продолжит нашу коллекцию, или не воспримет и сделает другой выбор. Наша задача – предоставить ей все возможные опции.
Наталья: Но пока ее любимая картина – «Мона Лиза».
Ваша квартира напоминает галерею современного искусства: белые стены, повсюду картины и арт-объекты…
Рустам: ...и нам очень не хватает стен, чтобы все развесить. Поэтому у Наташи родилась идея – приобрести квартиры в старом фонде города, которые стали бы филиалами нашего «домашнего музея». Одна находится в «Заповедных кварталах» на улице Короленко, другая – на Большой Печерской в Доме политкаторжан. Там мы планируем развесить картины и расставить арт-объекты. Это будет и место для общения, и своего рода резиденции для наших друзей. Это похоже на древний обычай преломить вместе хлеб: почувствовать, как мы живем, кто мы такие, по пути ли нам.
Наталья: То есть опять искусство переплетается с жизнью. И рядом нет случайных людей. Это очень похоже на то, как устроена студия «Тихая» – чтобы туда попасть, надо заранее договориться.
Рустам: А если говорить о той квартире, где мы сейчас живем, то и тут искусство появилось раньше всего остального. Когда мы ее приобрели, в ней был один только голый бетон…
Наталья:… и он просто умолял что-то с ним сделать. Мы жили на даче, ремонт в новой квартире еще не начинался, она стояла и скучала. Вместе с Яковом Хоревым мы придумали выставку «Коммуникации» – проект, в котором Яков Хорев и Егор ТОЙ переносили эскизы работ наших друзей-художников на плоские поверхности пустой квартиры. По задумке все созданное искусство во время ремонта исчезало под слоями штукатурки и повторяло судьбу стрит-арта. В этом тоже есть своя ирония. Тогда в Нижнем проходила премия «Инновация», мы приглашали к себе ее гостей, Яша проводил экскурсии: начинали на улице, у объектов уличного искусства, а потом поднимались к нам в квартиру. И то, что картины потом исчезли, лишний раз напоминает о том, что важен не сам факт обладания предметом искусства, а память и коммуникация с художниками.
Ваша работа связана с искусством, в течение дня вы получаете много зрительных впечатлений. Неужели у вас нет желания хотя бы дома отдохнуть от визуального шума?
Рустам: Мои глаза, наоборот, устают, когда им не за что зацепиться. Должна быть визуальная наполненность. Я могу думать о чем угодно, но при этом смотреть на искусство. Например, на работу «У всех империй разное начало, но один конец».
Наталья: А мне нравится утром, открывая глаза, взглянуть на работу с надписью «Смерть не за горами». Это мотивирует сразу же встать с кровати.
Что бы вы мечтали приобрести в свою коллекцию?
Наталья: Недавно я была на международной ярмарке Art Basel, видела там просто невероятные работы с огромным ценником. И поняла, что у меня нет с этими произведениями никакой связи, никакой жизненной истории, о которой они бы мне напоминали, а мне хочется покупать тех художников, которых я знаю, которым могу помочь. Например, сейчас я мечтаю купить большой стол Антона Морокова, арт-объект, который он создал для трэвел-выставки о современной художественной сцене Нижнего Новгорода, и уже заранее переживаю – куда мне его поставить? Вот что действительно мне запало в душу в Базеле – это пространство музея фонда Бэйлер и коллекция, которую основатель со своей супругой собирали на протяжении 50 лет.
Рустам: Мы с Наташей зачастую думаем о своей квартире как о квадратных метрах, на которых можно разместить коллекцию или хотя бы ее часть. Честное слово, мне для жизни достаточно палатки, а вот для искусства нужны большие площади.
Текст: Сергей Костенко
Фото: Диана Филатова
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Даша Колосова
Одежда: Soeurs, NechegoNadet
Макияж и волосы: Юлия Анисимова
Комментарии (0)