18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Майя Ковальски: «Арт-рынок – штучка непростая»

Сооснователь, куратор «Терминала» и ярмарки графики «Контур», преподаватель Высшей школы экономики и психолог художников (инсайдерская информация!) Майя Ковальски пустила нас в самое сердце Центра современного искусства – на кухню. Ловите вайб парадоксальной легкости – разговор о жизни, детях... настоящем!

...Никита Пирумов, художник: Зайдите в «Подполье» (чат команды «Терминала». – Прим. «НН.Собака.ru»). Включите, пожалуйста, видео. До конца и со звуком!

(Смотрим видео, где Никита падает, и смеемся...)

Как вы вообще живете?

Это видео все описывает (смеется). Мы шутим, что у нас детский лагерь. Однажды прихожу на работу, а все уже тусуются на кухне. Полина, Вера, Диана (резиденты и куратор «Терминала». – Прим. «НН.Собака.ru») сидят с хитренькими лицами. Оказалось, они ждали Лизу (куратор «Терминала». – Прим. «НН.Собака.ru») с мороженым, чтобы начать пить кофе! В итоге мы пили кофе с мороженым, потом устроили настоящий турнир по настольному теннису. Теперь у всех есть грамоты, но мы ни фига не проработали в тот день.

Обычный рабочий день в «Терминале»?

Бывает, мы тут в ужасе бегаем, делаем что-то срочное. Но тогда было свободно. Даже Полина Марковна (Юдина, сооснователь «Терминала». – Прим. «НН.Собака.ru») играла! Я за это и люблю наше пространство и кураторскую деятельность – новый день не похож на предыдущий. Постоянно разные задачи, вызовы.

Какой самый сложный вызов?

Восстановить заброшку! Когда училась на искусствоведа, не думала, что столкнусь с этим. Плюс делать проекты в заброшке и постепенно ее реконструировать. Это сложно.

Как к вам попасть?

Стать резидентом «Терминала» проблематично, потому что их уже четверо: Никита Пирумов, Маша Ваца, Вера Ширдина и Наташа Вадя, но ее мастерская в объединении «Клуб». С Никитой и Машей давно работаем, а Вера и Наташа попали к нам благодаря опен-колу. Посмотрим. В любом случае мы открываем проекты и других местных художников.

А не нижегородцам?

Благодаря гранту у нас есть слоты, но всего четыре, к сожалению. Самостоятельно отбираем людей, с которыми хотим поработать, и приглашаем. В этом году к нам уже приехала Яна Серобабина из Омска. Ждем куратора из Новосибирска Маргариту Мореву и художника, куратора, арт-менеджера «Объединения», театрального режиссера из Москвы Аню Меркушину. С Аней интересно поработать над нашим новым проектом «Бюро», это театральная площадка на втором этаже.

Зачем вам театр?

Искусство требует нового подхода, поэтому мы уходим в междисциплинарность. И так получилось, что театр нам ближе всего. В прошлом году Маша Ваца была художником театрального фестиваля «Специфик». А я курировала аудиоспектакль. Режиссером была Полина Кардымон, позднее мы сделали выставку ее архива. Никита Пирумов – театральный художник. Новое здание напротив «Терминала» – Институт искусств, в котором будет отделение Театрального училища. Судьба!
В Нижнем много молодых и замечательных актеров, режиссеров, перформеров, но у них нет своей постоянной площадки. Думаю, мы сможем ее организовать. Уже закупили специальное оборудование, чтобы достойно всех представить.

Вы привлекаете и тех, кто не был связан с театром. Какая цель?

У многих просто не было возможности высказаться. А театральная лаборатория – классный формат, чтобы это сделать. В течение месяца участники под руководством режиссера-постановщика Алисы Капканщиковой будут проходить тренинги, а после представят постановку «Кто боится Вирджинии Вульф» по пьесе Эдварда Олби. Все хорошо мэтчится с миссией «Терминала» – поддерживать молодое искусство.

Расскажите подробнее про миссию.

Изначально «Терминал» был в ЦУМе, планировали его как пространство для арт-менеджеров и деятелей культуры, для меня и соосновательницы «Терминала» Полины Юдиной. Но площадка оказалась большой, и мы начали объединяться с художниками, организовывать выставки. К нам начали приходить авторы, чтобы поработать как в мастерской. Стали думать о новой площадке, где мы сможем представлять художников, давать им возможность для создания работы. Не только мастерские, но и финансирование на продакшен.
Однажды, подводя промежуточные итоги, поймала себя на еще одной мысли. Когда я выучилась на искусствоведа, мне было очень важно иметь причастность к искусству. Я была внештатным экскурсоводом НГХМ и даже работала в экспозиционном отделе музея речного флота (улыбается). А сейчас у нас есть одна такая площадка, куда приглашаем деятелей культуры и даем им ощутимый опыт, возможность реализовываться в проектах. То есть «Терминал» – гостеприимная среда, пункт входа в искусство.

Никита Пирумов – резидент Marina Gisich Gallery. Благодаря вам, да?

Ага. Благодаря ярмарке графики «Контур» он художник одной из ведущих галерей России. Мы даже шутим, что у нас маленький филиал Marina Gisich Gallery в Нижнем Новгороде. Санкт-Петербург представляет его коммерческую историю, но работает Никита здесь.

А какие ценники на работах резидентов «Терминала»?

От 10 до 500 тысяч рублей. Все зависит от масштаба и времени, которое тратит художник. Самые дорогие – крупные инсталляции Никиты.

У вас есть планы продаж?

KPI? (Смеется.) Нет, потому что арт-рынок – штучка непростая. Безусловно, мы стараемся продавать работы, ежемесячно создаю авторские каталоги и рассылаю их по коллекционерам. Плюс у наших резидентов есть разные проекты в других городах... Но, например, у нас сейчас заканчивается выставка Grabar Gallery, и она вся продана.

В «Терминале» любят детей, поэтому есть детские программы?

Видим, что интересно нашим коллегам, и стараемся дать возможность реализовать эту историю. У нас работала Катя Убачева, которая очень любит детей, благодаря ей и появились детские программы. Плюс Ваца – преподаватель изобразительного искусства в Центре детского творчества Советского района. Ее основная деятельность, современное искусство – на каникулы (улыбается).

Но тема детства как будто не раскрыта. Планируете?

Я уже несколько лет колдую над этой штукой! Давно работаю с художниками Максимом Труловым и Ксюшей Ласточкой и знаю, кажется, все их детские работы. Например, у Трулова есть очень смешной рисунок «Сафари». Он создал его в восемь лет, и уже там есть отсылки к визуальному языку Максима.
Кстати, в «Терминале» уже были работы ребенка. В архиве Полины Кардымон был рисунок ее племянника. Родители хотели выкинуть, а она сохранила! Даже татуировку с ним сделала.

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Артем Шагалкин
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Анастасия Копейкина
Одежда: Charmstore
Серьги: r.111098
Макияж и волосы: Юлия Самарина

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: