Место, где, вопреки названию, говорят музы, но не пушки. Нижегородский Арсенал придумал, как общаться со зрителем на понятном ему языке, здесь каждая новая выставка – игра, в которой переплетаются эпохи, имена и жанры. С прошлого года институцию возглавляет Александр Комаров. Его рассказ – чуть-чуть о себе в искусстве, но больше – об искусстве в себе и в большом современном мегаполисе.
Искусством я увлекся благодаря урокам французского. Моя школьная учительница, помимо иностранного языка, рассказывала нам о мировой культуре. Мы не только читали Мольера или Гюго на языке оригинала, но и рассматривали дома Корбюзье, обсуждали «Гернику»… Я до сих пор произношу фамилию Пикассо на французский манер, с ударением на последний слог.
Первый раз я зашел в Арсенал, чтобы переждать дождь. Это было лет 20 назад, кажется, в июне. Мы с приятелем поехали погулять в верхнюю часть города, и в кремле нас застал сильный ливень. Тут мы увидели здание, на которое раньше никогда не обращали внимание. В стене дыра, а внутрь вел пандус – тогда Арсенал еще был руинирован. Мы зашли и попали на выставку видеоарта. Было любопытно, но непонятно: когда я читал пояснительные тексты, то чувствовал себя исследователем, расшифровывающим надписи на глинобитных табличках. Но меня это все очень заинтересовало, и когда появилась возможность, пришел в Арсенал на студенческую практику, а затем стал волонтером.
Мы довольно давно не говорим только о современном искусстве, мы представляем искусство вообще, искусство в его развитии. Многие наши выставки последних лет носят трансисторический характер. Мы уже объединяли в одном пространстве произведения Древнего Египта, готики, Возрождения, маньеризма и работы современных авторов, на будущий год запланирована выставка о барокко и его связи с нашим днем. Во все века люди задаются одинаковыми вопросами, меняется лишь художественный язык и зритель, который его считывает. Мы смотрим на готический собор, он нам кажется красивым, но при этом мы не понимаем многочисленные смыслы, которые в нем зашифрованы и были понятны его современникам, сейчас их может распознать только профессионал. Зато понять современников нам проще, поэтому их работы могут стать ключом к мировому искусству.
У нас есть грандиозный ресурс – Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Уже четыре года Арсенал является его частью – Волго-Вятским филиалом. Мы часто обращаемся к коллегам с идеями совместных проектов, а бывает, что и они к нам приходят со своими. Если проект всех заинтересовал, начинается диалог, мы вместе думаем над будущей выставкой.
Запасники Пушкинского – настоящий кладезь. В первую очередь с ними мы и работаем. Там хранятся произведения, которые обычный посетитель, скорее всего, никогда не увидит в постоянной экспозиции ГМИИ. А увидеть их в Нижнем Новгороде, на выставке в Арсенале, – вполне реально. Недавно появилась идея проекта: современные художники осмысляют архивы и запасники Пушкинского музея и создают собственные работы. И пусть сейчас это на уровне задумки, мне кажется, такой проект может получиться очень интересным.
В Нижнем сложилась уникальная ситуация – здесь представлен полный цикл жизни искусства. У нас есть «Терминал А», который занимается поиском молодых талантов. Есть галереи, которые работают с уже известными мастерами – это Futuro и «9 Б». Есть «Тихая» – студия, которая появилась как закрытое сообщество художников, а теперь приглашает художников со стороны. И, наконец, есть Арсенал, куда в конечном счете и попадают произведения наших современников. И все вместе мы объединены проектом арт-резиденций, которые занимаются не только производством, но и исследованием искусства. Кроме того, есть своя ярмарка искусства и коллекционеры. Одновременно все это можно найти разве что в Москве, в Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде это все очень органично выглядит.
Все культурные институции города – не конкуренты, а партнеры. Говоря языком маркетинга, если каждый будет развивать общую область деятельности, объем рынка вырастет. Нижний станет более привлекательным и для туристов, и для горожан, а вместе с этим выиграют все. Чем больше событий в сфере искусства у нас одновременно происходит, тем больше поводов к нам приехать.
Я надеюсь, что в скором времени в Арсенале обновится библиотека, в которой мог бы работать любой желающий. Сейчас в нашей книжной коллекции более 12 тысяч томов, там есть книги не только по искусству, но и по философии, танцу, кино, архитектуре. Там хранятся каталоги огромного количества выставок и биеннале. Надеюсь, что получится сделать библиотеку более современной, просторной и более доступной для нижегородцев. С одной стороны, это будет что-то вроде коворкинга, с другой – полноценная библиотека со своей событийной программой.
Текст: Сергей Костенко
Фото: Арина Федотова
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Лиза Погодина
Одежда: sunduk.vintage, cectpa_cectpa, shuzy1.0
Волосы: Олег Каплан
Комментарии (0)