18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

«Думаю, некоторые наши картины скажут, что мы люди без предрассудков»

Как правило, круговорот искусства в природе идет по привычной схеме: художник – галерист – коллекционер. Но иногда звенья этой цепи меняются местами и вступают в сложное взаимодействие. Владельцы нижегородской «Галереи 9Б» Елена Тальянская и Георгий Смирнов собрали собственную коллекцию, создали первую в городе частную арт-резиденцию, а иногда становятся продюсерами художественных проектов.

Кто вы в первую очередь – галеристы или коллекционеры?

Елена: Я бы назвала нас не коллекционерами, а собирателями. Коллекционирование – это все-таки систематизированное собирание. А у нас процесс приобретения носит спонтанно-эмоциональный характер. Но мы делаем акцент на современном искусстве. В этом мы совершенно последовательны.
Георгий: Есть еще один критерий: как правило, мы приобретаем произведения, только если лично знакомы с художником или они напоминают нам о каких-то событиях. Можно сказать, что коллекция – это история нашей жизни, наших путешествий. Последнее приобретение – картина современной африканской художницы, которую мы купили в Нигерии на ярмарке ART X Lagos.
Елена: Интересно, что и самую первую работу, которую можно причислить к contemporary art, мы приобрели на международной ярмарке – Art Brussels в Бельгии в 2018 году. Но мы всегда стараемся пообщаться с автором, даже если покупаем за границей: с нигерийской девушкой познакомились на приеме, устроенном после ярмарки. Но эти приобретения носят единичный характер, основа нашего собрания – русские художники.

У вас в коллекции много работ тех авторов, которые побывали в вашей арт-резиденции. По какому принципу вы приглашаете в нее художников?

Елена: Мы никогда не устраиваем опен-колл, это всегда личный выбор, причем достаточно быстрый. Долго не раздумываем: кого-то знаем лично, кого-то порекомендовали знакомые галеристы. Все художники, которых мы приглашаем, лично нам нравятся, они могут работать в разных стилях и направлениях, все очень активные и трудоспособные, потому что срок резиденции ограничен и в конце резиденции, как правило, следует выставка.
Георгий: Некоторые художники дарят нам работу в конце резиденции, иногда мы приобретаем сами.
Елена: В 2019 году мы первые в Нижнем открыли арт-резиденцию. В настоящее время правительство области прилагает огромные усилия по их поддержке и развитию креативных практик. Тогда к нам приехал Дима Аске, на здании «Галереи 9Б» можно увидеть его мурал – и теперь это тоже экспонат нашей коллекции. Сейчас в Нижнем Новгороде есть несколько работ Димы, но наша работа – первая. Она своего рода визитная карточка нашего пространства. Мы намеренно выбирали в резиденцию авторов не с местным контекстом, ведь нижегородцев все и так знают, их выставки проходят регулярно.
Георгий: К нам приезжали Андрей Бергер, Алексей Luka, Родион Китаев, Света Шуваева – художники, которые входят в топ современного российского искусства. Мы знакомили нижегородцев с их именами. И, конечно, их работы тоже есть в нашей коллекции.
Елена: В настоящее время мы уделяем большое внимание и нижегородским авторам. То есть происходит обратный процесс: теперь мы знакомим жителей Москвы и Санкт-Петербурга с нижегородскими художниками на художественных ярмарках.

На фото против правил и часовой стрелки: Георгий Смирнов, Данила Толстов, Юля Иванова, Елена Тальянская, Юрий Отинов и Полина Пиндюр

На фото против правил и часовой стрелки: Георгий Смирнов, Данила Толстов, Юля Иванова, Елена Тальянская, Юрий Отинов и Полина Пиндюр

Для нашего арт-дропа вы сфотографировались с молодыми нижегородскими художниками. Расскажите про них, пожалуйста.

Елена: Вокруг нас сложился небольшой круг художников: Юра Отинов, Юля Иванова, Даня Толстов, Полина Пиндюр – их вы и можете видеть на фотографиях вместе с нами. Познакомиться с ними можно в мастерской, которая находится в «Нижполиграфе». Еще мы работаем с ребятами из группы Bomse – с Семой и Славой Evsti, они, к сожалению, не смогли присутствовать на съемке. Скоро в нашей команде появится еще один автор.
Георгий: Мы с ними участвовали в нескольких ярмарках – «Контур» в Нижнем Новгороде, Blazar в Москве и «1703» в Питере.
Елена: Перед каждой ярмаркой мы вырабатываем стратегию, вместе с художниками обсуждаем количество, размер, содержание работ. Пытаемся спрогнозировать успех, если можно так выразиться. Фактически мы с Георгием выступаем в качестве арт-продюсеров, наша задача – чтобы у них появилось как можно больше поклонников, коллекционеров. Я довольна нашими дебютами и в Москве, и в Питере. Художники обратили на себя внимание, многие работы нашли своих покупателей.

Какие тенденции на современном российском арт-рынке вы наблюдаете? Что пользуется наибольшим спросом?

Елена: Если говорить о ярмарках как об отражении моды на искусство, то мне трудно делать какие-то выводы. Все-таки во время их проведения я сосредоточена на своем стенде, к тому же у меня маленький опыт в продажах. Поэтому могу только поделиться личным опытом. На недавней московской ярмарке |catalog| галерея Shift представила двух нижегородских художников: Сему Bomse с работами персональной выставки «Репетиция» и Славу Evsti с работами из проекта «Электрические сны». И все эти работы в Москве были выкуплены в первые дни. Кстати, это тот случай, когда во мне боролись менеджер и покупатель. Я планировала приобрести работу Славы, но поборола себя и отдала ее на московскую ярмарку, и у нее первой появился покупатель. Похожая история произошла в Москве и с масками Юры Отинова: я украсила маской, которую приобрела для себя, ярмарочный стенд и потом тоже ее продала. Я осталась без любимой маски, зато у Юры появился поклонник.
Георгий: У нас сложная задача. Исходим из того, что торговля – двигатель прогресса. Чем удачнее выступление ребят на ярмарках, тем сильнее их мотивация работать дальше.
Елена: Стараемся быть ответственными, наши ребята нам небезразличны, мы отвечаем за их развитие. Собственно, в этом я и вижу свою задачу. Мне это искренне интересно. И, кстати, я многому учусь в этом процессе. Например, стала более терпеливой и лояльной, как мне кажется.
Георгий: Я бы сравнил галериста с научным руководителем. Он ведь интересуется не только учеными изысканиями своего соискателя, но и его жизнью, знакомит с нужными людьми. Искусство в этом смысле еще более сложная вещь.

У вас не было идеи устроить выставку из собственного собрания, познакомить широкую публику со своей коллекцией?

Елена: Если пыл не угаснет, в ближайшие пару лет представим экспозицию из личного собрания.
Георгий: У нас есть небольшой опыт проведения домашних экскурсий. К нам приходят небольшие группы, человек десять-двенадцать, как правило, это тоже коллекционеры или просто интересующиеся искусством.
Елена: Вот о чем точно можно говорить как о тренде настоящего времени, так это о моде на уикенд современного искусства. Будь то Москва, Питер или Нижний Новгород. В нашем городе уже проложены маршруты по культурным институциям: люди посещают студию «Тихая», Арсенал, Futuro, «Терминал А», «Галерею 9Б», ЦЕХ*, мастерские художников, приходят домой к коллекционерам, в том числе и к нам. А вечером – в ресторан и на концерт в Пакгаузы. Когда-то мы сами попали в эту ловушку и до сих пор в ней.
Георгий: Большую роль в укреплении этого тренда сыграла ярмарка графики «Контур». Она собрала известные российские галереи, приехали коллекционеры из разных городов. И все они потом будут рассказывать своим знакомым про наш город. И я видел, как сами нижегородцы покупали на ярмарке свои первые произведения современного искусства. Возможно, это будущие коллекционеры.

Часто по коллекции можно судить о ее обладателе. Интересно, что картины, которые вы выбрали, расскажут о вас?

Георгий: Думаю, что некоторые наши картины скажут, что мы люди без предрассудков – это во-первых. Во-вторых, что у нас неплохой художественный вкус. В-третьих, что, конечно, в какой-то степени мы люди азартные. Наверное, этого вполне достаточно, чтобы получить о нас представление.

Покупка вашей мечты: что бы вы приобрели, если бы не стоял вопрос денег и возможностей?

Георгий: Первое, что приходит на ум, – работа Нео Рауха. Это известный современный немецкий художник.
Елена: У него такие монументальные сюрреалистичные работы. А из русского искусства – Бориса Свешникова, который принадлежал к поколению шестидесятников. Его картины – это магия, погружение в подсознание. У меня почему-то два этих художника перекликаются. Еще хотелось бы вазу Грейсона Перри.
Георгий: Как видите, нас всегда тянет в сторону фантастического.
Елена: На самом деле это сложный вопрос. У нас есть такая забава: на каждой выставке мы расходимся, смотрим самостоятельно и выбираем, например, три работы, которые хотели бы забрать с собой. А потом сравниваем. Многое бы хотелось приобрести, если подумать подольше. Я же говорю – мы собиратели: увидели, влюбились и захотели купить.

Текст: Сергей Костенко
Фото: Диана Филатова
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Лиза Погодина
Одежда: «Твой бывший», cectpa_cectpa
Макияж и волосы: Юлия Анисимова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство в Нижнем Новгороде 2024

Комментарии (0)

Купить журнал: