Город, наполненный произведениями искусства, чьи жители общаются с художниками и играют в театральных постановках, – ренессансная утопия осуществилась в наши дни на берегу Оки. Произошло это благодаря «Выкса-фестивалю», который тринадцать лет назад организовала глава фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых. Теперь небольшой моногород гордится собственными муралами, арт-объектами, инсталляциями и другими достижениями совриска.
Фестиваль в Выксе начинался как социальный проект для подростков, но неожиданно с годами превратился в значимое художественное событие всероссийского, даже международного масштаба...
Я бы поспорила со словом «неожиданно». Это был планомерный проект, результат большого труда целой команды организаторов. Думаю, нам помогало то, что после каждого фестиваля мы подолгу внимательно анализировали, что понравилось зрителю, а что нет, что удалось, а над чем надо еще поработать. Сложность в том, что наша аудитория очень разная: с одной стороны – выксунцы, жители небольшого регионального города, с другой – искушенные москвичи, петербуржцы, нижегородцы, у них другое восприятие современного искусства. И по возрасту зрители очень разные, начиная с пятилетних детей и заканчивая их бабушками и дедушками. Я помню, еще на первом фестивале мы обратили внимание, что наши рэп-баттлы собрали не только молодежь, но и людей «серебряного возраста», и они с удовольствием подплясывали, хлопали молодым рэперам. Это значит, что программа фестиваля может быть интересна для любого возраста. Нам это важно.
Вы упомянули про разницу восприятия современного искусства жителями больших мегаполисов и маленьких городов. На ваш взгляд, в чем она?
Мне кажется, и в Москве найдутся люди, которым современное искусство неинтересно, непонятно, которые не хотят его анализировать, искать в нем что-то полезное для себя. Это не зависит от места жительства, но, конечно, в региональных городах ситуация чуть сложнее. В самом начале бывало, что выксунцы разрушали некоторые работы художников, и эту реакцию можно объяснить: «Я не понимаю, мне не нравится, поэтому я уничтожу». Мы были к этому готовы, история хранит немало примеров, когда люди поначалу не принимали то, что впоследствии признавали памятниками искусства. Разумеется, я не хочу сказать, что все наши арт-объекты обязательно станут памятниками, но на протяжении тринадцати лет существования «Выкса-фестиваля» мы видим, как менялось отношение к ним жителей. Случай, который я люблю рассказывать: на торцевой части одного из домов художник Паша 183 создал мурал «Сказка о потерянном времени», но по программе утепления жилья через несколько лет он был уничтожен – утеплители положили прямо поверх изображения. В городе возникла целая дискуссия, что делать. В конечном счете мурал был восстановлен на средства местных предпринимателей: один из выксунских подростков участвовал в росписи вместе с художником и смог воспроизвести его работу. И таких примеров много. Если искусство вызывает споры между людьми – значит оно интересно. Прекрасно, что жители стали спорить между собой об искусстве. Вот самое важное, что фестиваль привнес в жизнь города.
С каждым годом к вам приезжает все больше художников, хотя добраться до вас не так уж просто…
На самом деле все эти сложности у нас в голове. Сейчас из Москвы доехать до Выксы можно по трассе М-12 за три с небольшим часа. В конце концов, мы готовы потратить намного больше времени, чтобы долететь до Европы, и никого это не смущает, а добраться до родного российского города не так уж и сложно. К нам действительно с каждым разом приезжает все больше художников, и проводят они у нас все больше времени. В арт-резиденцию, которая появилась в 2017 году как продолжение фестиваля, участники сначала приезжали на три-четыре недели, сейчас уже на шесть-восемь. И многие готовы приехать повторно, но по правилам мы не можем принимать одних и тех же каждый год, однако они могут к нам вернуться спустя три-четыре года. Несмотря на все трудности, экономические и политические, количество заявок на open call увеличивается, в этом году мы получили около трехсот, причем не только из России, но из Мексики, Турции, Иордании, Армении, Казахстана. В итоговый отбор попала заявка мексиканского художника Хоба Санчеса, и мы ждем его в резиденцию в этом году.
Чем может удивить творца небольшой город?
У каждого художника свое видение мира, и через эту призму он рассматривает Выксу. Он общается с жителями, изучает историю города, его мифологию и создает свои легенды. Например, в этом году режиссер Борис Павлович силами выксунцев ставит спектакль, основанный на фантазиях русского философа и драматурга Сухово-Кобылина, который когда-то здесь жил и работал. Я знаю, что на кастинг пришло более ста двадцати человек, вместе с режиссером они придумают свою историю, некую космическую фантазию. Ведь мечтать, фантазировать – извечная потребность человека.
Ваш любимый выксунский арт-объект?
Сложно выделить один, но я, пожалуй, назвала бы Единорога в парке «Лебединый рай». Это тоже пример творческого осмысления наших легенд. Венгерский художник Габор Миклош Сёке обнаружил на гербе Выксы серебряного единорога и создал его шестиметровую деревянную копию. Гигантскую скульптуру полюбили жители. Когда конструкция стала расшатываться, выксунцы попросили ее восстановить. И теперь ее очень берегут и гордятся ею.
Кто из гостей фестиваля произвел на вас наибольшее впечатление?
На первом месте, конечно же, Эрик Булатов, один из самых известных современных художников, основатель соц-арта. Это человек удивительной души, со своим взглядом на мир, но при этом скромный, тихий. От него исходит особая теплота и любовь к людям, всегда чувствуется его интерес и любопытство к ним. Эрик пробыл в Выксе всего десять дней, после посещения завода у него родилась идея картины «Между светом и пламенем», которая сейчас выставлена в нашем музее. Значит, город тоже оставил след в его душе.
Ваш фонд «ОМК-Участие» собирает коллекцию искусства. По какому принципу вы ее создаете?
Коллекция формируется из работ художников, которые приезжают в нашу арт-резиденцию. Если что-то нам нравится, мы покупаем. В позапрошлом году мы отпраздновали пятилетие резиденции выставкой экспонатов из нашего собрания в нижегородском Арсенале. Если будут поступать предложения от кураторов, мы готовы показывать коллекцию на самых разных художественных событиях. Это важно не только для нас, но и для самих художников.
Арт-критики иногда называют Выксу «город, спасенный искусством». Вы согласны с таким определением?
Частично. Все-таки это моногород, жизнь которого зависит в первую очередь от металлургического предприятия. Если бы оно не зарабатывало и глобально не развивало городскую среду, фестиваль вряд ли состоялся бы, ведь финансово это достаточно затратный проект. По ходу развития «Выкса-фестиваля» мы поняли, что он может не только привлекать художников, но и способствовать развитию города. Выкса попала в медийное поле, стала широко известной, популярной. Поэтому ее и заметили арт-критики, которые придумали это красивое определение.
Текст: Сергей Костенко
Фото: Анна Володина
Комментарии (0)