18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Роман Жукарин: «Мы помогаем почувствовать значимость момента общения с шедевром»

В арт-ландшафте Нижнего Новгорода художественный музей возвышается подобно легендарной Касталии, незыблемому хранилищу культурных ценностей, которые прошли испытание временем и строгими искусствоведами. Как музей выстраивает отношения с современным зрителем и новыми художественными институциями города, что готовит к своему предстоящему юбилею – рассказывает директор НГХМ Роман Жукарин.

В прошлом году НГХМ получил престижную премию The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года». Формулировка звучала так: «За кардинальное обновление одного из старейших художественных музеев России, освоение новых тем и площадок». Никого из профессионалов этот факт не удивил, старейшая арт-институция Нижнего в последние годы действительно стремительно меняется и развивается. В трех главных филиалах музея прошла грандиозная реставрация, общая стоимость которой составила порядка 300 миллионов рублей. Открылись два новых выставочных пространства в Манеже и Пакгаузах, которые принимают у себя проекты федерального значения. Интенсификация программной политики музея во многом связана с именем его директора. Роман Жукарин возглавил НГХМ в 2011 году. Молодой чиновник областного правительства, который окончил истфак Университета Лобачевского и защитил кандидатскую на тему арабо-израильского конфликта, – на первый взгляд достаточно неожиданное кадровое решение.

Роман Жукарин: Я рос в артистической семье, поэтому сфера искусства всегда была мне близка. Моя мама Ольга Удалова – актриса театра «Комедiя», мы вместе ездили на гастроли, можно сказать, что детство у меня прошло в кулисах. Потом учился в музыкальной школе, даже сам сочинял музыку. В девяностых мы с друзьями организовали свой коллектив – играли каверы классических композиций зарубежных рок-команд и собственные сочинения, нас даже передавали по нижегородскому радио. После окончания университета я работал в министерстве культуры Нижегородской области, занимался в том числе и музейными делами. Как раз в то время образовалась вакансия директора художественного музея, и министр предложил мне попробовать. Видимо, он поверил в меня – мою вовлеченность в работу. Конечно, в 29 лет, к тому же без опыта серьезной управленческой работы, возглавить такую серьезную организацию – это был настоящий вызов, я его принял. И буду честен, ни разу не пожалел.

Сейчас обновленный музей занимает три площадки: дом губернатора в кремле с экспозицией русских шедевров, дом Сироткина с западным искусством и новое пространство на площади Минина для отечественного авангарда. А вместе это точка гравитации для всех, кто всерьез увлечен искусством, будь то профессионалы или любители.

Роман Жукарин: В самом центре города у нас сложился настоящий арт-треугольник: кремль – Верхневолжская набережная – площадь Минина. Это три полноценных музея, три коллекции, которые отражают историю искусства в целом. Вы любуетесь хрестоматийным «Ковром-самолетом» Васнецова, потом прогулялись пять минут, и вот вы уже видите Кандинского, кстати, достаточно редкого автора для российских музеев. Еще пять минут – и перед вами «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, посмотреть на которую приезжают люди из других городов. Мы гордимся тем, что предлагаем всю полифонию искусства, зрителю лишь надо определиться, что его привлекает, на какие внутренние запросы он ищет ответ. Скажем, если вас интересует деревянная скульптура, в доме Сироткина вы можете посмотреть на полихромные образцы европейской готики, а потом в нашем кремлевском корпусе сравнить их с работами русских мастеров. И даже если вы просто придете сделать фотографию в наших прекрасных интерьерах – пожалуйста! Главное, отключить вспышку.

Нижегородский художественный работает и с классиками, и с современниками. Выставочный зал на Минина вмещает выдающуюся коллекцию русского авангарда – Наталию Гончарову, Василия Кандинского, Казимира Малевича и многих других. Актуальное искусство представлено и в Пакгаузах, достаточно вспомнить проект Аси Феоктистовой «Связи» или выставки авангарда и гравюр в «черной манере» из собрания Екатеринбургского музея.

Роман Жукарин: По моим наблюдениям, наибольший интерес по-прежнему вызывает русская классика, просто зрителю она более понятна. Люди приходят посмотреть на древние иконы, академистов, передвижников. Если называть имена, то это в первую очередь Шишкин, Брюллов, Репин, Кустодиев, Левитан, Рерих. Всегда интересно увидеть что-то с детства знакомое – «Русскую Венеру», «Гадающую Светлану», тот же «Ковер-самолет». Но в последние годы мы активно работаем с русским авангардом. Выставки, которые прошли в зале на площади Минина и в Пакгаузах, были с любопытством встречены нижегородцами и собрали хорошую прессу. Уверен, что это направление нашей деятельности будет активно развиваться.

НГХМ активно ищет новые способы общения со зрителем. Уже почти 10 лет посетители могут получить доступ к выставкам музея с помощью системы QR-кодов. В этом году в большом зале, посвященном картине Константина Маковского «Воззвание Минина», музей представил VR-зону. Полотно размером 7 на 6 метров было полностью оцифровано, и теперь посетители могут окунуться в искусство в буквальном смысле слова.

Роман Жукарин: Для любого музея мира самое главное – выстроить диалог между картиной, ее автором, с одной стороны, и зрителем – с другой. Мы помогаем почувствовать значимость момента общения с шедевром. Приоритет оригинального экспоната для нас всегда был главным, но в 2024 году обойтись без цифровых технологий просто невозможно. Картина Маковского, самое большое полотно в России на историко-патриотическую тему, не может не вызывать сложных эмоций не только своей масштабностью, но и экспрессией, а теперь современные нижегородцы могут погрузиться в пространство картины.

В последние годы НГХМ делит арт-сцену города с многочисленными художественными институциями, которые предлагают зрителям самое разное искусство. Возможно ли найти с ними общий язык?

Роман Жукарин: Наш музей по своей сути достаточно консервативная структура, в первую очередь мы охраняем и реставрируем культурные ценности, чтобы передать их следующим поколениям. Но я с интересом слежу за тем, что происходит в арт-мире Нижнего Новгорода, общаюсь с руководителями художественных галерей. Конечно, у нас с ними разные задачи, но найти точки соприкосновения все-таки можно. Совместно с Арсеналом мы уже дважды в рамках программы «Музейная набережная» проводили Фестиваль графики. Мне было интересно посмотреть, как современные кураторы осмысляют шедевры из собрания НГХМ. Возможно, совместные проекты появятся и с другими галереями города, мы открыты интересным предложениям.

Через два года НГХМ отметит 130 лет. Открытие одного из старейших музеев в стране было приурочено к проведению в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки.

Роман Жукарин: К юбилею мы готовим масштабный проект, который будет посвящен выставке 1896 года – она также будет отмечать свой юбилей. Конечно, все разнообразие этого грандиозного события мы охватить не сможем, но попытаемся воссоздать его художественную часть. На нижегородской выставке свои работы представляли наиболее значительные живописцы своего времени. Мы хотим вновь, спустя 130 лет, собрать их в одном пространстве – амбициозная задача, к которой будут привлечены ведущие музеи России.

Текст: Сергей Костенко
Фото: Арина Федотова
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Наташа Скифская
Одежда: Antra.brand, Lych.project
Волосы: Динара Садриева

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство в Нижнем Новгороде 2024

Комментарии (0)

Купить журнал: