Теория принятия современного искусства еще ждет своего исследователя, который скрупулезно распишет все его стадии: отрицание, восторг неофита, торг (финансовый вопрос не менее важен!), осторожные сомнения и, наконец, радость обладания чем-то исключительным. История Светланы и Михаила Новожиловых – пример органичного погружения в арт-среду: совладельцам нижегородской IT-компании всего за несколько лет удалось собрать впечатляющую коллекцию совриска.
Как вы начали собирать произведения искусства?
Светлана: В 2007 году во время отпуска в Латвии в одной из местных галерей мы купили картину грузинского художника Гочи Хускивадзе. Нам она сразу понравилась – что-то сказочно-фантазийное, в духе Шагала. Это была наша первая совместная покупка, хотя тогда мы еще даже не были женаты.
Михаил: А потом было уже не до картин – мы были полностью сосредоточены на бизнесе, на детях, работали до поздней ночи. Уже позже, когда появилось свободное время и финансовые возможности, задумались об искусстве.
Светлана: Конечно, большую роль играет окружение. Мы дружим с коллекционерами Георгием Смирновым и Еленой Тальянской – когда вокруг есть люди, собирающие искусство, начинаешь задумываться и о собственной коллекции.
Михаил: Наша первая осознанная покупка – картины Константина Батынкова, одного из участников группы «Митьки». В 2017 году у «Галереи 9Б» был проект с галереей Pop/off/art, и его работы висели в нижегородском Sheraton...
Светлана: ...мы туда часто заходили попить кофе и сразу обратили внимание на две его картины: на одной изображен бычок, на другой – лыжники. Это и были первые произведения совриска, которые мы приобрели.
По какому принципу вы формируете свою коллекцию?
Михаил: На самом деле у нас две коллекции – личная и корпоративная. Одну мы собираем сами, вторую – вместе с моим бизнес-партнером и другом, мы еще в школе сидели за одной партой. Художественные произведения мы приобретаем по тому же принципу, что и ведем совместный бизнес: если что-то нравится нам обоим, то это будет наш общий проект, если кому-то одному – то личный. Сейчас в нашей корпоративной коллекции примерно сотня экспонатов и столько же в личном собрании.
Светлана: Я надеюсь, что когда-нибудь мы дойдем до того этапа, когда начнем формировать свою коллекцию более осмысленно, сфокусируемся на определенной задаче. Пока мы ее ищем. И в поиске приобретаем произведения искусства.
Михаил: Есть еще одно правило, которого мы придерживаемся, – покупать в личную коллекцию только живых авторов. В 2020 году в Арсенале проходила выставка Николая Касаткина «Природа картины, картины природы». За год до этого нам понравилась одна его работа, мы даже взяли ее себе для принятия решения о покупке – галереи иногда практикуют такое с коллекционерами. Пока мы думали, Николай ушел из жизни. В тот момент мы решили покупать только тех авторов, с которыми есть возможность, хотя бы потенциальная, пообщаться.
Светлана: К сожалению, иногда жизнь нарушает это правило. В нашей корпоративной коллекции есть небольшая работа легендарного Кабакова – но покупали мы ее, когда Илья Иосифович был еще жив.
Михаил: Иногда закономерности возникают совершенно стихийно. Так, у нас появилась идея коллекционировать бычков. Все началось с того самого бычка Батынкова из гостиницы Sheraton. Потом на аукционе мы увидели бычка Владимира Шинкарева, тоже из «Митьков», и купили его в пару к первому. Позже мы познакомились с «митьком» Александром Флоренским и уже специально попросили его написать для нас быка – третьего. Четвертый – это работа нижегородца Семы Bomse. Затем мы приобрели графику Славы (evsti) Bomse, на ней бык похож на знаменитую скульптуру с Уолл-стрит. Кстати, эту работу мы использовали для мерча одного из IT-продуктов нашей компании – напечатали картину Славы на майках. На днях коллекция пополнилась еще одним бычком от Славы (evsti) Bomse – «Поклонение мыльному пузырю».
Светлана: Мы мечтаем, что в нашей коллекции когда-нибудь появится работа Эрика Булатова, одного из самых значимых современных художников. Нам нравится его стиль, очень хотелось бы с ним познакомиться, может, даже съездить к нему в Париж.
Почему вы покупаете именно современное искусство?
Михаил: Наверное, это идет из детства. Я рос в культурной среде: моя бабушка – профессор консерватории, мама с раннего возраста водила меня в театры и классические музеи. И в подростковом сознании это вызывало протест, хотелось попробовать что-то альтернативное. Одно из ранних моих воспоминаний – стрит-арт в парке имени Кулибина. Я каждый день ходил через него в школу и видел там граффити – яркие пятна, которые резко выделялись на общем сером фоне эпохи девяностых. Мне тогда не хватало цвета, а новое неформальное искусство могло его дать.
Светлана: Еще очень важна эмоциональная связь с произведением, ее автором. Однажды я увидела работу Егора Плотникова – пролесок, сельская дорога, – и перед глазами сразу встали картины из детства, когда я ездила к бабушке в деревню. Пейзаж сразу же во мне отозвался, и мы его приобрели.
Где хранятся ваши коллекции – личная и корпоративная?
Светлана: Личная – в основном у нас дома. Всегда интересно наблюдать реакцию на современное искусство наших гостей, особенно старшего поколения. Сначала – культурный шок, ведь принято считать, что дома должны висеть классические натюрморты и пейзажи. Но со временем все привыкают, даже начинают интересоваться конкретными художниками, узнавать их стиль. Наш старший сын, которому сейчас пятнадцать, поначалу говорил, что не любит современное искусство, но, глядя на нас, тоже начал покупать картины. На последней ярмарке «Контур» он приобрел две работы для своей комнаты.
Михаил: Произведения из корпоративной коллекции, как правило, размещаем в нашем офисе. Реакция работников очень похожая. Иногда я читаю в их глазах: «Наши руководители окончательно сошли с ума!» Но потом они начинают интересоваться, обсуждать, какую картину где лучше повесить. Впечатления от искусства всегда очень индивидуальны, иногда мы слышим от сотрудников, что какая-то картина их угнетает, а другая, наоборот, придает сил. И тогда мы меняем расположение работ.
Светлана: К нам в офис уже приходят с экскурсиями. Галеристы иногда устраивают для начинающих коллекционеров туры по частным собраниям, чтобы те могли посмотреть на своих коллег по увлечению, поделиться опытом, задать вопросы...
Михаил: ...и самый популярный из них – финансовый. Сколько стоят работы? Выросли ли они в цене? Мне трудно на него отвечать. Я не рассматриваю коллекционирование как финансовое вложение. Мне кажется, покупка искусства не является инвестиционно привлекательной, есть масса отраслей, где можно заработать и больше, и с надежной гарантией. Конечно, профессиональные галеристы оценивают картины с финансовой точки зрения, но мы не профессионалы, мы собираем для личного удовольствия и готовы платить за приятные эмоции, которые дарит искусство. А деньги мы зарабатываем в другом месте.
Картины из вашего собрания можно увидеть где-то еще?
Светлана: Да, иногда наши работы забирают для участия в разных проектах. Например, питерский «ДК Громов» устраивал выставку «За тучами фьюче», посвященную феномену самоизоляции в ковидные времена. Там были представлены работы, которые коллекционеры приобретали во время пандемии, и среди них пять наших экспонатов.
Михаил: С пандемией связано появление самой загадочной картины в нашей коллекции. На ярмарке Cosmoscow нам понравились работы Ольги Татаринцевой, мы захотели приобрести ее работу, но оказалось, что работа, которая нам понравилась, находится в Швейцарии. Мы ее оплатили, но привезти не смогли, поскольку границы были в тот момент закрыты. Потом ковид закончился, начались политические проблемы… В общем, картина до сих пор в Европе, но мы знаем, что она у нас все-таки есть!
Текст: Сергей Костенко
Фото: Диана Филатова
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Анастасия Копейкина
Одежда: Numero Nuovo, Russkiye, Nelly Kruk, SL1P, Alo Yoga, Gent Manners
Макияж и волосы: Юлия Самарина
Сет-дизайн: Женя Кондюрин
Комментарии (0)