«Пора популярить изыски!». Эстетский призыв Игоря Северянина с успехом пережил столетие и вполне еще послужит продвижению современного искусства. Знакомство с совриском может обернуться погружением в ледяную воду, интенсивным процессом осознания нового или напротив – выпуклой радостью узнавания, в любом случае этот опыт изменит жизнь. Героиня нашей обложки Наталья Градобоева открыла для себя этот мир с разных сторон – стала продюсером сложнейшего художественного проекта, частью важной городской арт-институции и, наконец, героиней смелой фотосъемки. Но, главное, она выступила вдохновителем создания «НН.Собака.ru» первого в городе путеводителя по современному искусству.
Год назад в Инженерном корпусе Третьяковской галереи появился корабль из прозрачного стекла, качающийся на синих водах стеклянных морей. Хрупкий и мощный одновременно, он стал центральным экспонатом выставки Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Поражающее своими размерами пятнадцтиметровое судно, в котором нет ни одной одинаковой детали, состояло из нескольких секций по 500 килограммов каждая. Художник планировал изготовить конструкцию в мастерской венецианского острова Мурано, которая специализируется на сложных инсталляциях, но получил ответ: это невозможно! А дальше случилась встреча Пономарева с владельцами компании Legra Group Михаилом и Натальей Градобоевыми.
Наталья Градобоева: На выставке «Названо Вазари. Возрождение» в Арсенале Пономарев представлял работу «Витрувианский человек» – свое оригинальное прочтение знаменитого рисунка Леонардо да Винчи. Нас с мужем ему представили, и между нами случилось то, что называется химией. Художник рассказал о предстоящей выставке в Третьяковке, о проблемах с изготовлением корабля и тут же, на простой салфетке, нарисовал свой проект. Поначалу нам он тоже показался нереальным, но отказать было просто невозможно, настолько Александр Евгеньевич верил в свою идею! Наверное, в этом и есть отличие художника от обычного человека: то, что нам, с нашим рациональным мышлением, кажется невыполнимым, творческий человек доведет до конца.
Александр Пономарев: Выставка в главном здании Третьяковки для любого художника – это как участие в Олимпийских играх или даже скорее победа в них. Организовать экспозицию одному вряд ли кому под силу, всегда важны соратники, друзья, единомышленники. Появление в моей жизни Миши и Наташи Градобоевых произошло в нужное время и во многом определило успех выставки и у зрителей, и у профессиональной аудитории. В деле производства стекла они чувствуют себя, что называется, в своей тарелке, а прадед Михаила, оказывается, вообще был стеклодувом.
Наталья фактически стала продюсером проекта, нашла в Нижегородской области, во Владимире и Казани предприятия, готовые выполнить составляющие элементы корабля с особым изгибом стекла. Инженерной разработкой занимались специалисты Legra Group, они же установили конструкцию в зале Третьяковской галереи.
Наталья Градобоева: Две недели, пока шел монтаж выставки, мы провели в музее, и это одно из самых ярких впечатлений моей жизни. Специально для нас в пять утра открыли двери Третьяковки. Выйдя из грузового лифта, мы сразу оказались в зале, рядом с «Явлением Христа народу» Александра Иванова. В утренних сумерках по историческому паркету мы проносили стеклянные детали корабля мимо великого полотна – в этом было что-то мистическое и завораживающее! Все то время, что мы провели в Москве, было посвящено искусству: для нас организовывали экскурсии и встречи с искусствоведами, даже за ужином наши рабочие обсуждали увиденные картины. Уже потом, обдумывая состоявшийся проект, я поняла, что он дал нам не только эмоциональный подъем, но и стал толчком в развитии нашей компании. Близкое общение с выдающимся художником, новые впечатления, которые невозможно получить в обычной жизни, – все это мотивирует сотрудников, делает их работу более осмысленной. Я думаю, если появятся новые интересные предложения от художников, мы обязательно на них откликнемся.
Александр Пономарев: Наташа непосредственно руководила организацией сложного монтажа конструкции и всех мероприятий, связанных с выставкой. Да и просто поддерживала меня в этом непростом деле. Кстати, фото стеклянного корабля я потом послал в Венецию, в ту муранскую мастерскую, где мне сказали, что сделать такой невозможно. Оказалось, возможно!
Всемирную известность Александру Пономареву принесли смелые акции в самых значимых локациях. Его подводная арт-лодка всплыла в фонтане сада Тюильри прямо напротив Лувра, его песочные часы отсчитывали время у пирамиды Хеопса на плато Гизы, а арт-объект «Алхимия антарктического альбедо» дрейфовал на льдинах Антарктиды. Стеклянный корабль, созданный в прошлом году совместными усилиями с нижегородскими предпринимателями сейчас в Калуге, в ожидании, какой порт приписки определит ему автор.
Вспомним еще раз название выставки в Третьяковке «Я безумен только в норд-норд-вест». Это слова Гамлета. Выбирая их, художник имел в виду замечание Мераба Мамардашвили о том, что шекспировский герой, поэт и мистик, совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а то, в начало которого становится он сам. По мысли философа, есть люди, которым не подходит просто автоматически выполнить записанный ход, они стремятся к чему-то большему. Наша героиня, без сомнения, относится к этому типу людей – три года назад она решила добавить в свою жизненную цепь новое звено.
Наталья Градобоева: Все началось со знакомства с Анной Гор, которая тогда руководила Арсеналом. Буквально за пару встреч она зачаровала меня, открыла мне современное искусство, до того момента сложное и непонятное. Я, человек, удовлетворенный свой жизнью, работой, финансовой стабильностью, поняла, что мне не хватает этого мира, что он может научить меня чему-то важному. Работая в Арсенале, я чувствую, как постепенно погружаюсь в искусство, начинаю чувствовать замыслы художников, находить смысловые и стилистические параллели в творчестве авторов, разделенных разными эпохами. Это стало для меня новым опытом. Мы, люди производства, привыкли думать конкретными цифрами, сроками, у людей творческих профессий ко всему более эмоциональный подход, свои цели они рассматривают через призму личного отношения. Мы пытаемся найти компромисс: я берусь за выполнение административных задач, стараюсь внести упорядоченность и логику, взамен же получаю эмоции и вдохновение – то, чего обычно не хватает тем, кто занят в промышленной сфере.
«Каждый должен быть произведением искусства – или носить на себе произведение искусства». Во время съемок обложки журнала Наталье удалось выполнить оба условия этой максимы Оскара Уайльда.
Над обложкой работал Кирилл Мунябин, лауреат «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» 2024 года и обладатель премии Russian Photo Awards. Фотограф взялся средствами светописи осуществить замысел арт-директора съемки Даши Колосовой – воссоздать в глянце странный мир Фрэнсиса Бэкона. Английский художник, чьи работы неизменно входят в список самых дорогих в мире произведений искусства, стремился освободить от оболочки заключенные в каждом человеке перипетии и катастрофы, вытянуть образ изнутри. Перевоплотиться в героя картины Бэкона – значит идти на определенный риск, взглянуть в глубину собственной психики, не боясь пугающих открытий. Создать нужное настроение Наталье помогали вещи Maison Margiela,Rick Owens и Comme des Garçons – дизайнеров этих модных брендов роднит страсть к деконструкции, игре с объемами и пропорциями, что полностью отвечало концепции съемки.
Наталья Градобоева: Я впервые стала моделью в художественной съемке, тем более с такой сложной творческой задачей. Многим я покажусь неузнаваемой, я сама с трудом узнала себя в этом изображении. Но за те восемь часов, которые я провела перед камерой, я успела открыть в себе что-то новое, посмотреть на себя другими глазами. Надеюсь, этот опыт не будет последним.
Вместо послесловия – вопрос: насколько уместно современное искусство, с его серьезной проблематикой и не всегда понятными экспериментами, на страницах глянца, по сути, легкомысленной квинтэссенции массовой культуры? Наш ответ – да, уместно, и на нашей стороне Марк Шагал, Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Александр Дейнека, Лев Бакст, Жан Кокто, Рой Лихтенштейн. Их работы в разное время появлялись на обложках популярных журналов, что способствовало снижению градуса снобизма в артистической среде.
Наталья Градобоева: Таково особенность глянца: любая информация, которая в нем появляется, принимает понятную форму, и я не вижу в этом ничего плохого. Яркий визуальный ряд привлекает внимание к тексту, который призван разъяснять читателям сложные понятия. Я принадлежу к тому поколению, которое считало, что искусство – это что-то элитарное и недоступное. Сейчас, когда оно стало частью моей жизни, я понимаю, что это не так, и считаю своим долгом привлекать новых адептов. Возможно, кто-то с нашей помощью откроет для себя неизвестные имена, начнет посещать галереи современного искусства. Тогда я буду считать свою задачу выполненной.
Текст: Сергей Костенко
Фото: Кирилл Мунябин
Арт-директор: Даша Колосова
Стиль: Даша Колосова
Ассистент стилиста: Алина Аймалетдинова
Макияж: Юлия Анисимова
Волосы: Динара Садриева
Комментарии (0)