Автор демонических рисунков с добрыми глазами и характером революционера. Так мы описываем нашего героя — художницу из Петербурга Катерину Виленчик. Она только выглядит словно цветочек, на самом деле за ее плечами русская школа жизни, из которой ее чуть не отчислили. Рассуждаем вместе с Катериной о разнице между немецкой и российской арт-сценами, важности академического образования для современных художников и необычных местах для выставок по всему миру. Спойлер: Нижний в топе.
Майя Ковальски (основатель Центра современного искусства «Терминал». — Прим. редакции) уже выдала нам все интересные факты из вашей биографии. Поэтому первый вопрос про академическое образование. Нужно ли оно современному художнику?
Начали с коварного (смеется). Образование не есть плохо. Это дополнительный ресурс, который можно использовать. Правда, я люблю наивное искусство, а в нем об образовании не может идти и речи. Оно создается на эмоциях.
А как же техника, в наивном искусстве она не нужна?
Пожалуй, это единственное, с чем могут помочь профильные вузы. Главное, занимаясь техникой, не скатиться в ненависть к академическому образованию. Мне кажется, в России оно немного травматичное. Поэтому с русским образованием легко в Европе. Если ты прошел художественную академию в Москве или Петербурге и до сих пор любишь рисовать, то для тебя нет ничего невозможного. Это супершкола. В Германии, например, такого нет, там никто не будет заставлять вас что-то делать. Учитель следит за учеником и пытается развивать его сильные стороны. Так что техника нужна, но не в таких объемах.
Современные художники делают упор на философский подтекст своих работ, а не на технику. И как будто первое важнее второго. Нет?
В современном искусстве нет тьюториала под названием «Как стать успешным». Что, впрочем, и хорошо. Это дает нам возможность быть известными и демонстрировать свои работы. Мне кажется, чтобы быть художником, достаточно иметь интуицию и ощущение пространства. В искусстве важны удовольствие и фан.
У вас такие глаза добрые, и вместе с тем в вас есть что-то революционерское.
Я рыдала пять лет подряд. Все время, пока училась. И, видимо, это стоило того. Если бы меня так не прессовали из-за нестандартных рисунков, то я не была бы такой бунтаркой сейчас.
...при этом вы работаете с наивным искусством.
Поначалу я была настроена философствовать в своих работах, а сейчас просто хочу создать свою вселенную. Общество и мир и так переживают не самую радужную реальность, поэтому не хочу лишний раз нагнетать. Лучше провести их в новый мир. Может быть, благодаря такому опыту они изменятся. Да, у меня, как и у всех художников, есть желание менять общество.
А какая она — ваша вселенная?
Сложно объяснить. Я стараюсь делать безумное искусство носибельным. Одна из моих задач — создавать искусство, легкое для восприятия как подготовленного, так и неподготовленного зрителя. В любом случае, в моей вселенной точно есть интуиция, смех и импровизация. Просто я Рак по гороскопу.
Вы верите в гороскопы?
Конечно. И на таро гадаю. Могу каждому сделать расклад.
Вы гадалка, а еще «немецкий дизайнер», судя по портфолио. Так все-таки дизайнер или художник?
Для меня не существует четкой разницы между понятиями «дизайнер» и «художник». Думаю, я многофункциональное существо. Могу и люблю раскрываться с разных сторон и использовать разные медиумы.
Какой новый медиум планируете применить в ближайшее время?
Мне очень интересны инсталляции и кураторская деятельность. Как раз скоро будем делать групповую выставку в Петербурге.
Вы сейчас учитесь в Германии. Расскажите про разницу немецкого и российского арт-миров.
В Германии абсолютная свобода. И это дает свои плоды. Европейское арт-сообщество на хайпе, куда ни пойдешь — везде красиво, поэтому уже после второй выставки становится скучно. Вроде все можно, а делают примерно одно и то же всегда. В России все наоборот — художникам многое запрещают, и это интересно срабатывает. Также в Германии проводят больше фестивалей, чем у нас. Правительство заинтересовано в обновлении заброшенных пространств в новые общественные зоны, в которых можно проводить экспозиции.
Какое самое необычное место для выставки, в котором вы были?
В Германии Silent Green, бывший крематорий. В нем есть подземная часть с огромным бетонным залом и основная, историческая, которая была крематорием. Рядом еще и кладбище. Это потрясающее место с сумасшедшей акустикой.
В Нижнем Новгороде тоже есть «Сад им.» в крематории. Автор — художник года по версии Cosmoscow Артем Филатов.
Я счастлива это слышать! В России, в Петербурге, недавно была на выставке в лютеранской церкви. И это тоже потрясающий опыт. В вашем городе я впервые, но разум говорит, что здесь клево. Нижний меньше Петербурга, но тем не менее не меньше галерей, центров современного искусства. Например, «Терминал», Futuro. И, мне кажется, это хороший показатель. Для того чтобы сделать точные выводы, мне нужно пожить у вас полгода-год.
Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Мария Пушкова
Стиль: Юлия Борисенко
Одежда: Davydova Lingerie
Макияж: Юлия Анисимова
Локация: студия Comilfo
Комментарии (0)