«Собака» давно знает про художницу Полю Стриж, которая очень много рисует собак, а Поля — про «Собаку». Были ближайшими соседями все-таки. (Поля работала в галерее Futuro, а наша редакция — этажом выше.) И, конечно, материал этот должен был появиться сильно раньше. У Поли есть собаки живописные, настенные, керамические и вытатуированные на людях. Как рождаются собачьи образы, зачем художнику смотреть собаке в пасть и с какой собаки вообще все это началось?
У меня с детства была сильная зацикленность на собаках, я с детства очень хотела собаку и всегда очень хотела быть художником, но понимала, что это наверняка никогда не произойдет, потому что «надо» заниматься чем-то адекватным и приземленным. Я очень много раз пыталась найти нормальную работу, но все равно всегда возвращалась к рисованию собак. Там, где я выросла, транслировалось, что профессия художника — очень плохой выбор. Представление было таким: художник — это тот, кто рисует портреты, пейзажи, натюрморты и так далее, а если ты рисуешь собак, то ты вообще непонятно кто. Десять лет назад современное искусство не было еще так популярно, и это нормально, что люди не понимали всего этого и проявляли вот так свое беспокойство за меня и мое будущее.
То, что я делаю, это вообще не о собаках. Я работаю с темой боли и травмы, и переживания этого, и жизни в травме. Это не терапия, хотя вот мы с моим психологом обсуждали, что мне это помогает некоторые ситуации переживать. Это самоисследование, если можно так сказать. И как у любого художника, у меня все работы автобиографичны, конечно.
Я рисую собак, в общем-то, сколько себя помню, но первая в нынешнем стиле появилась, наверное, году в 2015-м. Я потом повторила эту работу в парке имени Свердлова в Нижнем, около «Салюта». Может быть, видели, красная собака с ореолом вокруг головы на золотом фоне.
Образ — это всегда сумма впечатлений, деталей внешнего мира, он может складываться несколько дней, недель, месяцев иногда и такое бывало, если проект сложный. Он рождается по чуть-чуть из всего: случайно брошенная фраза, ассоциации, цвета, кусок мяса, который как-то интересно подсвечен в магазине. Образы не приходят из ниоткуда. Это продукт постоянной фоновой работы сознания. И это, конечно, форма профдеформации.
Периодически появляются коммерческие заказы, просят нарисовать своих питомцев. И я это делаю, почему нет. Но обычно я это делаю в своем стиле. Бывает, рисую и «реализм», если нравится собака и человек, могу за деньги и такую работу сделать. Любая работа с питомцем на 10% стоит больше стандартной цены. Если человек не очень нравится — цена повыше (смеется).
Как живут собаки в России? Уличные — ужасно. У них очень маленький срок жизни. Что касается домашних, тут есть тенденция к улучшению. Появляется гуманная дрессировка, гуманная амуниция, в магазины и даже заведения во многие можно заходить сейчас с собаками. Но до сих пор есть много собак, которые просто сидят на цепи, или так называемых пеленочных собак, которых практически не выгуливают, а выгуливать-то нужно всех, никаких пеленочных пород не существует.
В искусстве всегда было очень много собак. Есть, например, большой альбом, где собраны репродукции картин с собаками исключительно («Такие разные собаки в произведениях искусства» Энгуса Хайленда и Кандры Уилсон. — Прим. ред.). Много современных художников занимаются этой темой: putrid.hound, Rune Hrafnagaldur, Rae Klein, houndsaint.
А самый часто тиражируемый образ в истории искусства — образ борзой. И мне тоже кажется ее анатомия и пластика наиболее интересной. У меня у самой две борзые, два уиппета, Ева и Луна. Еве уже пять лет. Луну мы завели два месяца назад. Щенки — это очень сложно, я не знала об этом. Луна пока только все уничтожает. А Еву я очень часто использую как натуру, чтобы потренироваться. Ну, например, когда забываю, как у них растут зубы, подхожу, открываю пасть и смотрю.
Планирую возвращаться к татуировкам — был перерыв из-за проблем со здоровьем. Люди, которые ко мне идут на тату, они, как правило, и не знают, что у меня есть какой-то выставочный опыт, вообще не очень представляют в общей массе, чем я занимаюсь. Татуировки у меня не только с собаками, есть другие животные, образы. Но в основном все же это животные, просто с чем-то другим мне неинтересно работать.
Как мне логотип «Собаки»? Сложно судить о вещах, которым очень много лет, они превращаются в данность, становятся частью известного тебе мира.
«Собака» как-то всегда была в моем мире. Я такая, м-м, «Собака», прикольно «Собака» (смеется). Сначала брала журнал просто из-за названия, пока не поняла, что за журнал.
Текст: Владимир Трепитов
Фото: архив героя
Комментарии (0)