Сколько поз меняет натурщица за ню-сессию и как отвадить тех, кому «просто посмотреть», ну и еще о том, какие известные нижегородки выступали в роли обнаженных моделей.
Художница Анна Гольдбаум (пространство «Ничего страшного») за последние восемь лет искусства ради раздела больше 300 человек, девушек в основном – тут не сексизм, причины эстетические, впрочем, об этом тоже будет вопрос.
Я так понимаю, в Нижнем никто, кроме тебя, с таким размахом ню не занимается?
Знаешь, может быть, кто-то и занимается, но точно без такого фанатизма, как мы.
Почему это так долго не заканчивается? В первую очередь потому что я это люблю. Мне самой нравится рисовать обнаженную натуру, и я это делаю. Все просто.
Начинали мы вообще втроем. Я, Олег Вдовин, Алик Якубович. Мы с Олегом рисовали обнаженку. Потом пришел Алик ее снимать. Потом пришла моя подруга позировать, привела свою подругу, которая захотела рисовать ню. И все это со временем разрослось вот в такие масштабы.
А откуда у тебя вообще интерес к ню?
Сложно сказать. Для художника в принципе важно рисовать обнаженную натуру, ну и, может быть, потому что, когда я училась в художественном училище, к нам приходили в основном пожилые натурщики. Это, конечно, тоже интересно, но все-таки хотелось какого-то разнообразия. Ню-сессии скромно в те времена оплачивались. Если перевести на нынешние деньги, где-то 80 рублей в час примерно. Приходили в основном пенсионеры, для них это была такая вот форма подработки.
И они были полностью обнаженными?
Ну нет, в купальничках в каких-то в основном. Какой-то минимум одежды был, да.
А нам, знаешь, хотелось попробовать порисовать что-то другое, ну, больше мышечной массы, больше костного чего-то, пластической анатомии.
Вообще для чего нужно ню: чтобы художник отточил навык изображения тела или, наоборот, для работы с сутью?
Если задаться вопросом, о чем обнаженная натура, – ответ ни о чем.
У сюрреалистов, символистов – да, могут появляться какие-то смыслы – у Дали, у Магритта, там действительно можно разглядеть некие слои и уровни. У акварелистов ню будет о том, как с помощью акварели можно передать красоту тела. Просто акварель сама по себе интересный материал. В работах реалистов важнее мастерство передачи деталей.
У каждого художника в ню свой интерес. Но, по сути, это про наслаждение. Художнику просто доставляет удовольствие сам процесс. Есть и внутренний диалог, в котором он пытается решить с самим собой какую-то творческую задачу. Но у всех художников эти задачи очень разные.
А кто обычно приходит на ню-сеансы? Это, как правило, художники-любители?
Приходят все. И это удивительно. Это люди абсолютно разных профессий, разного уровня подготовки. И профессиональные художники, и те, кто вообще ни разу в жизни не держал в руке карандаш. Студенты приходят, кстати, из художественного училища, из архитектурно-строительного университета, приходят преподаватели ННГАСУ, художественных школ, много архитекторов приходит. Юристы, стоматологи, список пестрый.
Пытаются ли прорваться те, кто хочет, так сказать, «просто посмотреть»? Я даже не о вуайеристах, а о любопытствующих.
Мы такого не любим и не поощряем. Это уже нарушение личных границ модели.
У нас позируют для тех, кто тебя рисует, кто работает с тобой. А когда ты позируешь и на тебя просто смотрят – не-а, это не наш формат. Но попытки были, да.
Как ты отфильтровываешь таких людей?
У нас же всегда предварительная запись. Звонят, спрашивают: а можно я просто посижу, посмотрю, рисовать не умею. Для нас это недопустимо. У нас все рисуют. Хоть ручкой в блокноте, но обязательно нужно рисовать. Какой-то результат за эти два часа должен быть.
И люди приходили и начинали впервые в жизни рисовать и потом были в шоке, что у них что-то получается. И иногда очень неплохо получалось, кстати. А кто-то и не приходил, ну, потому что цели были далеки от художественных.
Двух часов хватает?
У нас формат набросков. Каждые 15 минут модель меняет позу. Да, в целом хватает.
Потом рисунок можно переносить на какие-то большие форматы, работать с эскизами.
А как ты ищешь моделей?
Когда мы только начинали, это было очень смешно. Раньше у нас была мастерская рядом с Futuro, мы с Олегом (Вдовиным. – Прим. ред.) сидели в «Селедке и кофе», туда заходили девушки. Я просто к ним подходила и приглашала позировать, и, в общем-то, почти никто и не отказывался. Но начинали мы, конечно, с подруг, знакомых.
У тебя есть требования к моделям, ограничения?
Разве что 18+. А так вообще никаких ограничений к натуре.
Ну это же очень интересно, когда модели абсолютно разного возраста, разного телосложения, разных параметров, высокие, полные, худые, маленькие, большие. Бывают очень пластичные девушки – это тоже прямо классно. Очень любим полных девушек, кстати, рисовать.
А еще интересно проводить ассоциативные ряды, отталкиваясь от нового образа. Приходит девушка с фарфоровой кожей, рыжими волосами. Мы: «О, прерафаэлиты!» Радуемся всегда, как дети, таким находкам!
Ты упомянула, что полных моделей интересно рисовать, что имеется в виду?
Они очень интересно взаимодействуют с пространством. У них какая-то особая пластика. Она дает художнику возможность иначе посмотреть на обнаженную натуру. Это еще и такое воспитание честности в художнике, он понимает, что будет полная модель и важно не наврать, не приукрасить, создать честный, живой образ. Интересна не столько сама нестандартная фигура, хотя и это тоже, для художника очень важно разнообразие и возможность выходить за рамки.
Сложнее/проще стало в последнее время делать ню-сеансы из-за вновь обострившегося пуританства?
Нам как-то вообще на это по фигу. На мой взгляд, это просто маразм. Мы не планируем прекращать свою работу. Отказываться от своих проектов не будем и от ню, разумеется, тоже. Эти все гонения – ну, честно, бред полный. Страшнее согласиться, принять этот бред.
А прилетало тебе в личку когда-нибудь за обнаженку?
Нет, не прилетало. Ну и рисунки, которые мы выкладываем, они не реалистичные, они живописные, в меру абстрактные. Сильно сомневаюсь, что этот уровень откровенности может действительно кого-нибудь возбудить.
Ты сама позировала обнаженной?
Один раз я позировала для чисто женской группы, позировала для Алика Якубовича, ну и Олегу Вдовину я позировала постоянно.
Все модели к завершению сессии раскрепощаются, или это все же не для всех и у кого-то зажим остается?
Вообще эта штука на самом деле очень раскрепощает. Девочки говорили, что просто супер как раскрепощает, и особенно те, которые не хотели позировать сначала. И даже не то чтобы не хотели, а, наоборот, они хотели, но боялись, но потом приходили и говорили: как здорово, хочу еще. Приглашай еще! То есть на это подсаживаешься. Получается, что с одеждой снимаются и страхи, не комплексы, а именно страхи, это действительно работает.
Какая обычно мотивация у моделей? Вызов, эксперимент?
Я думаю, что тут у каждого своя. Кто-то что-то себе доказывает.
Кто-то, возможно, своему партнеру, мужу. Кто-то денег просто хочет заработать, кто-то все вместе. У каждого тут свои мотивы.
Ты сама модерируешь процесс, с твоей подачи, например, модель меняет позу?
Нередко с моей, да, но у нас часто приходят творческие девчонки, и они как-то берут все в свои руки, следят за этими «пятнадцатиминутками». Пятнадцать минут, скажу тебе, довольно непросто находиться без движения. Сами придумывают позы, иногда даже заранее, приходят с ними, так сказать.
А вообще насколько хорошо продается обнаженная натура сейчас? Или она всегда хорошо продавалась?
Ты знаешь, она может вообще не продаться никогда. Тут много факторов.
Я как-то вот не замечала, чтобы на обнаженную натуру был какой-то уж особенно сильный спрос в сравнении с другими жанрами. Если брать мои работы, так более востребованы натюрморты и пейзажи.
Куда картину с обнаженной натурой можно повесить в доме и это будет хорошим тоном? Или нет таких правил?
Здесь все зависит только от личных вкусовых предпочтений. Если это коллекционер, он может повесить обнаженную натуру куда угодно. На кухню, в столовую, спальню, куда хочешь. И это будет нормально. Было бы понимание, зачем ты ее сюда вешаешь (смеется).
Позировали ли у тебя известные в Нижнем девушки?
Вообще очень много было известных девушек у нас на ню-сеансах. И тех, кто в каком-то смысле начинал с ню-сеансов свою карьеру в искусстве. Художница Елена Лисица позировала нам. Нынешний арт-директор Futuro тоже, так скажем, начинал с ню.
А, кстати, рисуете ню с мужчинами-моделями?
Было несколько сеансов, но оказалось, что это не интересно художникам, причем ни женщинам, ни мужчинам. Почему-то никому не хочется рисовать обнаженных мужчин.
Видимо, не хватает пластики какой-то, чего-то не хватает, в общем.
Текст: Владимир Трепитов
Фото: Ольга Галкина
Комментарии (0)