Зачем привозить из Нигерии магнитик, если можно привезти картину? Какой смысл украшать квартиру пластиковой лепниной за пять тысяч долларов, если можно купить эксклюзивную работу современного художника? Вместе с известными в Нижнем коллекционерами, владельцами «Галереи 9Б» Еленой Тальянской и Георгием Смирновым разбираемся, как, не имея специализированного образования, начать делать первые шаги в коллекционировании современного искусства, что читать, куда ходить, кого слушать.
Были ли у вас в семье коллекционеры?
Елена: В моей семье всегда уважали изобразительное искусство, особенно мама. Она и сейчас покупает работы художников, потому что стены дома не должны быть голыми.
Георгий: Мои родители покупали альбомы, книги по искусству, биографии художников, много ездили по музеям. Хотя, уверен, в роду такие люди точно были: на старых фотографиях нашей семьи у прапрадедушки в доме висит много картин.
То есть можно сказать, что вы с детства связаны с искусством?
Георгий: Мы занимались самообразованием в этой сфере. Ходили на выставки, вырезали из журналов репродукции и украшали ими стены. Тогда была доступна книга «Антиискусство», где критиковали зарубежную культуру, но все-таки знакомили с работами некоторых выдающихся авторов. Конечно, в советское время были не только условные Третьяковка и Русский музей, творили и подпольные авторы, нонконформисты, но с ними массовая публика была знакома мало.
Помните, с какой работы у вас все началось?
Елена: С работы «Георгий Победоносец» нижегородского художника Александра Данилова, который сейчас живет в Италии.
А какой особенно гордитесь?
Елена: У меня недавно спросили, какая работа в коллекции любимая. И я ответила, что последняя, которую купила. Тут то же самое.
Картинами каких художников хотите обладать?
Елена: Михаила Рогинского, потому что хочу составить свое представление, почему он гений.
Люди, которых я уважаю и которым верю больше, чем себе, говорят, что он великий. Думаю, если в коллекции появится хотя бы одна его работа, я смогу понять его идеологию.
Как формируется ваша коллекция?
Георгий: Коллекция – это следствие наших перемещений в пространстве. Многие люди привозят из путешествий магниты на холодильник, а мы – произведения искусства. Через работы современных художников мы коллекционируем яркие эмоции.
Елена: Например, недавно мы были в Нигерии и познакомились с семьей, для которой коллекционирование – это образ жизни. Они часто устраивают приемы с известными художниками, у них даже есть своя галерея. Когда мы в нее пришли и увидели картины, даже торговаться не стали – купили недорогую работу молодой местной художницы. Хотя, замечу, цены в Нигерии выше, чем на российских ярмарках современного искусства.
Но по образованию вы не искусствоведы. Есть ли у вас советники, которые помогают ориентироваться в современном искусстве и покупать «правильные» работы?
Елена: Каждому нужен свой учитель. Мы постоянно консультируемся с галеристами, стаж работы которых более 20 лет, и с профессиональными искусствоведами, например Сергеем Поповым. Следим за другими коллекционерами, спрашиваем, где, что, зачем они покупают. Но первый человек, к которому мы пошли с вопросами о том, как устроена эта сфера, – Анна Марковна Гор. Мы ездим на ярмарки и повышаем насмотренность. Со временем круг консультантов только растет и ширится.
А вообще для того, чтобы коллекционировать современное искусство, обязательно в нем разбираться самому или достаточно окружать себя экспертами?
Георгий: Ты должен хотя бы понимать язык, на котором общаются в мире современного искусства, иметь определенную насмотренность и понимать тренды в арт-сфере. В этом нужны помощники – люди, которые всю жизнь посвящают искусству, которые думают и смотрят на этот мир по-другому. Конечно, есть гении, которые собрали бесценные коллекции, опираясь во многом на свой вкус, а не на моду, вроде Сергея Щукина и Ивана Морозова, но это скорее исключения из правил.
Кстати, о вкусах. Ваши совпадают друг с другом?
Георгий: Да, и к тому же мы абсолютно лояльны друг к другу. Иногда ходим по большим выставкам и ярмаркам по одному, фотографируем работы, которые понравятся, а после сверяемся. И процент совпадения высокий.
У вас это не инвестиции, а дело для души?
Елена: Инвестирование вторично, так как купить легко – продать сложно. Думаю, у нас есть работы, которые точно не подешевеют. Скорее всего, они уже подорожали. Но это очень длительный процесс роста цен, который может занять более тридцати лет. Возможно, и не доживем.
А почему именно современное искусство?
Елена: Все новаторское в сфере искусства, да и не только, воспринимается критически. В сознании людей идет борьба. А нам не хочется бороться с новым, нам хочется идти с ним в одном направлении.
В вашей коллекции есть работы авторов, чей успех вы предсказали, – допустим, купили картину у неизвестного художника, а через год-два он стал знаменитым на всю Россию?
Елена: Сейчас пытаемся развивать молодых художников, надеемся, что так с ними и будет (смеется). Вообще иногда, наоборот, можно встретить художника, который написал пару интересных, актуальных работ, а после выгорел. И он такой не один. Так что предсказать успех сложно. В кино это может произойти, а в жизни – вряд ли.
С чего, с кого рекомендуете начать коллекционирование?
Елена: С молодых художников. Рекомендую идти в галереи и искать то, что душе угодно. Метод выбора галереи аналогичен методу выбора одежды. Вы же идете в тот магазин, в котором интересный дизайнер и хорошее качество. И тут то же самое. А еще окружайте себя людьми, которые разбираются в этой теме, и читайте книги. Покупайте тиражные работы и не думайте о росте стоимости на искусство.
Какую книгу рекомендуете прочитать, чтобы понять механику коллекционирования современного искусства?
Елена: Очень советуем «Бум» Майкла Шнейерсона.
Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Алина Абрамова
Стиль: Мария Мужжухина
Локация: «Особняк 1857»
Комментарии (0)