18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Игорь Поносов: «Мои работы – это взлом повседневности»

В этому году была запущена экосистема арт-резиденций Нижегородской области. Летом и осенью в регионе работают 18 художников. Они осмысляют нижегородское культурное наследие и идентичность. Резидентом галереи «9Б» в июле и августе стал художник и теоретик уличного искусства Игорь Поносов. Он презентовал свой проект «Картография забора».

Роман Коновалов, предоставлено Syntax Gallery.

Я люблю бывать в Нижнем Новгороде и слежу за развитием здесь культурных инициатив. Нижегородская сцена искусства хорошо мне знакома, со многими художниками я поддерживаю дружеские отношения. В очередной приезд я зашел на выставку Алексея Луки в галерею «9Б» и получил приглашение стать одним из ее резидентов.

Формат резиденции я считаю для художника очень эффективным: бывает сложно отключиться от привычной рутины и сосредоточиться на искусстве, а здесь новая среда. В твоем распоряжении тихое место для работы и выставочное пространство. Хорошим стимулом является и то, что время на создание работы ограничено – заставляет сосредоточиться.

Игорь Поносов. Разрезая стены.
Мила Тоболенко

Игорь Поносов. Разрезая стены.

Я не только художник, но и исследователь уличного искусства. Пишу книги на эту тему. За время работы тут я успел исследовать архивы студии «Тихая» и ближе познакомиться с хронологией фестиваля «Место». Художник Владимир Чернышев устроил экскурсию по объектам, которые он создал в рамках своих загородных практик.

Нашел коллег по интересам. Встречался с молодыми художниками, которые выпускают зин-журнал «Чертовщина» – они такие же архивисты, как и я. Ребята выясняют, как зародилось нижегородское уличное искусство и что повлияло на его становление.

Игорь Поносов. Двойная игра.

Игорь Поносов. Двойная игра.

Игорь Поносов. Искусство и город.

Игорь Поносов. Искусство и город.

Роли художника и теоретика порой неотделимы друг от друга. Поэтому работы, созданные в рамках резиденции, это визуальное исследование. Здесь мои наблюдения за городской средой, попытка выявить паттерны постсоветского, которые окружают и формируют нас. Они универсальны, и человек, родившийся в любой части нашей страны, сразу поймет, что я имею в виду.

Игорь Поносов. Включенное наблюдение.
Роман Коновалов, предоставлено Syntax Gallery

Игорь Поносов. Включенное наблюдение.

Образ забора в постсоветском городе – этому посвящена первая серия работ. Фотоснимки фрагментов типового железобетонного забора «ПО-2» сделаны в Нижнем Новгороде, Арзамасе, на Бору и в Дзержинске. Так складывается представление, какая среда окружает нас сегодня, насколько она прозрачная и безбарьерная или наоборот и какой тип сознания это формирует. Забор «ПО-2» – это своего рода универсальный символ России – он нередко заменяет собой пейзаж. Серия станет отправной точкой моего дальнейшего исследования в этом направлении. Планирую масштабировать ее на другие города России.

Игорь Поносов. За забором. Екатеринбург

Игорь Поносов. За забором. Екатеринбург

Вторая серия иронически осмысляет советский дизайн оконных решеток. Разбираю решетки на базовые элементы дизайна и представляю их в новой комбинации. Она порождает новые смыслы. Это продолжение многолетнего размышления, которое длится более пяти лет. В рамках проекта я установил авторские решетки в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Игорь Поносов. Включенное наблюдение.
Роман Коновалов, предоставлено Syntax Gallery

Игорь Поносов. Включенное наблюдение.

Как художнику мне важно реагировать на город и городскую среду, которая нередко раздражает – кругом рекламные баннеры, фальшфасады, решетки и заборы. Мои работы – это своего рода взлом повседневности. Исследовательские практики тоже обогащают. Много читаю, изучаю и смотрю по сторонам, когда меня что-то тревожит, беспокоит или раздражает в городе, – так формируется художественная интуиция. Она позволяет генерировать новые работы на основе обыденных вещей.

Текст: Марта Пакните

Фото: Роман Коновалов и Игорь Поносов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: