В этому году была запущена экосистема арт-резиденций Нижегородской области. Летом и осенью в регионе работают 18 художников. Они осмысляют нижегородское культурное наследие и идентичность. Резидентом галереи «9Б» в июле и августе стал художник и теоретик уличного искусства Игорь Поносов. Он презентовал свой проект «Картография забора».
Я люблю бывать в Нижнем Новгороде и слежу за развитием здесь культурных инициатив. Нижегородская сцена искусства хорошо мне знакома, со многими художниками я поддерживаю дружеские отношения. В очередной приезд я зашел на выставку Алексея Луки в галерею «9Б» и получил приглашение стать одним из ее резидентов.
Формат резиденции я считаю для художника очень эффективным: бывает сложно отключиться от привычной рутины и сосредоточиться на искусстве, а здесь новая среда. В твоем распоряжении тихое место для работы и выставочное пространство. Хорошим стимулом является и то, что время на создание работы ограничено – заставляет сосредоточиться.
Я не только художник, но и исследователь уличного искусства. Пишу книги на эту тему. За время работы тут я успел исследовать архивы студии «Тихая» и ближе познакомиться с хронологией фестиваля «Место». Художник Владимир Чернышев устроил экскурсию по объектам, которые он создал в рамках своих загородных практик.
Нашел коллег по интересам. Встречался с молодыми художниками, которые выпускают зин-журнал «Чертовщина» – они такие же архивисты, как и я. Ребята выясняют, как зародилось нижегородское уличное искусство и что повлияло на его становление.
Роли художника и теоретика порой неотделимы друг от друга. Поэтому работы, созданные в рамках резиденции, это визуальное исследование. Здесь мои наблюдения за городской средой, попытка выявить паттерны постсоветского, которые окружают и формируют нас. Они универсальны, и человек, родившийся в любой части нашей страны, сразу поймет, что я имею в виду.
Образ забора в постсоветском городе – этому посвящена первая серия работ. Фотоснимки фрагментов типового железобетонного забора «ПО-2» сделаны в Нижнем Новгороде, Арзамасе, на Бору и в Дзержинске. Так складывается представление, какая среда окружает нас сегодня, насколько она прозрачная и безбарьерная или наоборот и какой тип сознания это формирует. Забор «ПО-2» – это своего рода универсальный символ России – он нередко заменяет собой пейзаж. Серия станет отправной точкой моего дальнейшего исследования в этом направлении. Планирую масштабировать ее на другие города России.
Вторая серия иронически осмысляет советский дизайн оконных решеток. Разбираю решетки на базовые элементы дизайна и представляю их в новой комбинации. Она порождает новые смыслы. Это продолжение многолетнего размышления, которое длится более пяти лет. В рамках проекта я установил авторские решетки в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Как художнику мне важно реагировать на город и городскую среду, которая нередко раздражает – кругом рекламные баннеры, фальшфасады, решетки и заборы. Мои работы – это своего рода взлом повседневности. Исследовательские практики тоже обогащают. Много читаю, изучаю и смотрю по сторонам, когда меня что-то тревожит, беспокоит или раздражает в городе, – так формируется художественная интуиция. Она позволяет генерировать новые работы на основе обыденных вещей.
Текст: Марта Пакните
Фото: Роман Коновалов и Игорь Поносов
Комментарии (0)