Нижегородская художница — гений переосмысления городского пространства. Благодаря замысловатой каллиграфии и диковинной графике Лисицы исторические здания и заброшенные постройки Нижнего можно «читать» как мифологические истории.
Есть ли у Нижнего Новгорода коллективное сознание?
Насчет коллективного сознания — не уверена. Но на людей в Нижнем мне очень везет. Этот город сам по себе живой. Особое место, которое притягивает необходимых себе людей и отталкивает чужих. У меня есть множество друзей и знакомых, которые, побывав в Нижнем Новгороде однажды, возвращаются снова и снова.
Почему важно вдыхать новую жизнь в исторические здания и как с этим справляются ваши работы?
История, заключенная только в текст, — мертвая история. Она мало того, что скучна, но и не способна ничему научить. Просто не затрагивает чувственное и эмоциональное.
Старинная архитектура позволяет нам сохранить эстетическое разнообразие города, его историю и истории его людей. Помогает посмотреть на разные формы быта, сохранить тонкую связь между поколениями. У моих работ нет задачи что-то сохранить, но, встраиваясь в атмосферу разрушения и рассказывая свои истории, они привлекают внимание к проблемным местам. Здания начинают фотографировать. И они остаются хотя бы в цифровой памяти.
Нижний действительно столица стрит-арта?
В 10-х годах еще можно было так сказать. В городе были активные художники, даже изобрели свой особый Нижегородский подход к работе с пространством. Сейчас тех, кто высказывается на улицах, осталось мало.
Ваши работы всегда с социальным подтекстом. Есть ли у вас рисунки, которые просто про вас?
Искусство — это производство смыслов. Все остальное — ремесло. У меня нет работ без подтекста, без истории и без смысла. Все работы, которые делает художник, так или иначе про него. Невозможно заниматься темой, которая не волнует тебя лично. Но и говорить только про себя нельзя, высказывание должно касаться зрителя, волновать и его тоже.
Почему Лисица?
Детское прозвище. Сначала взяла его как псевдоним, чтобы разделять личную и творческую жизни. А потом приросло и сменить его оказалось уже невозможно.
Как вы выбираете локации? Что первично — картинка или стена?
Обычно место само подсказывает, что здесь должно появиться.
Вам удается полностью донести символизм работ до тех, кто их видит?
В студийных работах есть возможность объяснить смысл через кураторский текст. Очень часто он бывает многослойным, как пирог. В уличных работах ты закладываешь определенный комплекс символов и смыслов, но зритель сталкивается с ней без тебя — и соответственно находит свое. Человек увидит то, чем занята его душа.
Текст: Диана Микрюкова
Фото: Наталья Арсланова
Комментарии (0)