18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • топ50нн2023
Искусство

Поделиться:

Ася Феоктистова

Более 250 работ художницы находятся в музеях и частных коллекциях, а ее концептуальный проект-перформанс в старинном особняке Каменских на Верхне-Волжской набережной и большая авторская выставка в Пакгаузах стали исследованием на тему взаимодействия пространства и живописи.

Ваш крымский гостевой дом воспринимается как реинкарнация Мекки творческой интеллигенции, созданной Максимилианом Волошиным в Коктебеле. Чувствуете ли вы эмоциональное родство нашего времени с эпохой Серебряного века?
Острые моменты в истории объединяют нас и обнаруживают глубинное родство поводов для создания мест, идеальных для творчества, таких «шкафов Нарнии». Важно даже не место, а ощущения человека, связанные с ним. Горы, гладь моря, запахи хвойного разогретого солнцем леса и огромное небо... Находясь в этой экстремальной красоте, через беспомощность вдруг осознаешь последний шанс, последний день. Весомость каждого момента. Ведь каждую картину нужно писать как последнюю… и радоваться все время!

Тот же Волошин расставался с картинами без сожаления, называя это «выходом художника в мир». Проект «Свидетельство художника» – новое, еще более смелое отношение к своему творчеству: как в таком случае вы сохраняете границы личного пространства или их больше нет?
Публичный акт работы над картиной – вызов и внутренняя мобилизация, адреналин и открытость людям. Каждый раз это небольшой подвиг. Есть риск уйти в позерство, излишнюю красивость, воспользоваться знакомыми приемами, чтобы обеспечить себе хороший результат. Именно в таких обстоятельствах понимаешь свою цену. Художник полностью обнажен. Это честный поединок с самолюбием. Нужно быть готовым к действию. Только это что-то меняет. Виртуальные заменители жизни сегодня поражают волю человека, возникает иллюзия действия, поэтому уважения заслуживают те, кто не боится, преодолевает страх и решается действовать в реальном мире.

Татьяна Черниговская говорит, что мозг – это самый загадочный человеческий орган. Отдельная тема – влияние искусства на мозг. Как она раскрывается в вашем проекте «Связи»?
Когда я оказалась в Пакгаузах прошлым летом, меня поразило огромное пространство. Оно объявило мне вызов. Было несбыточной целью и провокатором. Я пыталась представить масштаб цветовых пятен, способных овладеть им. Как картина завоевывает место и как меняет характер пространства!


Я училась на художника театра, и менять пространство, подчинять его ритмической, цветовой идее – моя страсть.


Так возникла идея моей вселенной. В центре два павильона, два полушария мозга: в творчестве существуют две стороны. Правая – эмоционально-импульсивная, левая – рационально-логическая. В процессе подготовки к выставке я поняла, что левое полушарие у меня работает слабовато, сачкует через раз. Интуиция во мне сильнее логики. И то, что происходит внутри, в голове, легко визуализировать, так родилась картина «Связи». И когда для дискуссии я пригласила врача-патологоанатома Станислава Берникова, он сказал, что по моей работе, как по атласу, можно изучать внутреннее устройство головного мозга. А я ведь ничего научного об этом не знала! Так я почувствовала его изнутри!


Сначала рабочее название этой выставки было «Задачи». Но впоследствии оно показалось мне надуманным и каким-то мерт-
вым. Дизайнер Илья Климов использовал в своем макете слово «связи». Неожиданно и так круто! Ошибка принесла новый смысл. Сегодня задачи – почти утопия, выполнить их практически нереально, потому что жизнь изменчива, динамична. Мы нащупываем связи, ловим моменты. Но при этомсам человек не меняется, даже под воздействием искусства. Душа не имеет возраста.

Каким будет будущее Пакгаузов?
Это космос, в котором должны быть проложены трассы. Пространство для больших, монументальных работ и объектов, которое можно каждый раз заново конструировать и выстраивать новые отношения объемов. Глыба воздуха задает серьезные отношения и исключает формальный подход.


Чего не хватает Нижнему?
Нижний дает невероятную свободу, здесь можно позволить себе любой эксперимент. У меня есть глобальная идея проекта. Представьте место, где идет живой процесс, производство: например, сталелитейный завод, метро или кондитерская фабрика. И там работает художник. Он находится у источника энергии и сразу придумывает, отражает какие-то вещи – прямые или ассоциативные, связанные с этим процессом. В перспективе там же и выставляются работы, которые вживаются в среду и дополняют контекст происходящего.

Текст: Алена Зобова

Фото: Полина Туманова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: