18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Гид Александры Павловской по выставке «Танюшка»

До 26 марта в галерее FUTURO проходит выставка Александры Павловской «Танюшка». Вместе с художницей НН.Собака.ru разбирается в экспозиции, ее образах и загадках.

Александра Павловская: «Началось все с перечитывания «Сказов» Бажова, которые очень поддерживали меня в детстве. Долгое время «Малахитовая шкатулка» была моей любимой книгой. Это сказ об обретении себя и своей идентичности через ремесло. В моей интерпретации он обретает форму тонкой полоски кольчужного плетения. Материал, патина, размер колечек вместе создают поверхность, похожую на шкурку ящерицы. Эти существа играют важнейшую роль в сказах».

Главная героиня — отстраненная от мира девочка Танюшка, которая растет в семье, где она ни на кого не похожа. Единственная радость в ее жизни - спрятанная под полом шкатулкой с украшениями. Уже взрослой она встречает Хозяйку Медной горы, та обучает ее мастерству вышивки. Через это занятие Танюшка обретает себя и получает возможность уйти под гору и стать ящеркой.

Похожая на шкурку кольчуга здесь отражает обоюдоострый процесс выстраивания границ в семье и социуме.

Стоящий напротив объект - одновременно и необработанный малахитовый камень, и какое-то детское место. Именно поэтому он мягкий и отсылает к образу пространства, из которого девочка, возможно, и появилась.

Все пространство галереи напоминает шкатулку, наполненную драгоценностями. В стенах основного зала живут «малышки» - проект с названием Strange(r). Они встроены в трещинки в стенах, прячутся за сохранившимися барельефами. Всего «малышек» 25, вы можете поискать их все как грибы в лесу, или как птичьи гнезда. Они обладают разной степенью видимости. Какие-то легко заметить, какие-то будут заманивать вас в эту игру, неожиданно показываться в обломках, а другие никуда не прячутся, но приглашают заглянуть внутрь их самих.

«Шкатулковость» пространства усиливает стоящие в центре галереи стеночки, похожие на ширмы или шкаф в процессе распада, или на разомкнутую кладовку. Эта инсталляция так и называется – «Кладовка». Это образ самого защищенного места из детских воспоминаний художницы - бабушкиной кладовки. Там всегда хранилось много технической бязи и пахло «Красной Москвой». Вы и сейчас можете ткнуться носом в складки на импровизированной полочке. Кажется, что они пахнут памятью. Запах здесь – крючок для восприятия, способ входа и ключ, погружающий в воспоминания.

Из основного зала, который весь и есть память места, можно пройти в белый зал галереи, где память присутствует в виде фрагментов. Посреди чистого нейтрального пространства - большая серия с металлическими листами на старых деревянных подложках. Она рассказывает о том, насколько зыбкой становится память в точке взаимодействия человека и пространства.

Как и память, зеркала выхватывают из пространства случайные ракурсы и необязательные детали. Навязчиво зафиксированные на зеркальной поверхности металла фрагменты воспоминаний становятся почти сновидными образами, рядом с которыми и пространство вокруг, и наше отражение уже как будто искажены. Характерная для воспоминаний фрагментация дает возможность почувствовать универсальность рассказанной истории. Станем ли мы частью чужого воспоминания, если заглянем в него или окунемся в свое прошлое, если последнее, что будет отражаться в том зеркале, это мы сейчас и мы тогда?

Напротив зеркала, как противовес зыбкому изображению, находится серия с фарфоровыми рельефами.

Александра Павловская: «Здесь много от попытки обнаружить себя и соотнести себя с воспоминаниями. У этих рельефов личная предыстория: в чемодане со старыми семейными фотографиями, где не было ничего особенного, - дети, дни рождения, свадьбы - я нашла конверт с обрезанными снимками. Они выглядели так, как будто там была фигура человека, которая вырезалась из этих фотографий. Видимо, с того самого вырезанного фрагмента возникло мое желание разобраться в запутанной семейной истории, в которой я сама никак не присутствовала. Эти эмоциональные переживания я воплотила в физический рельеф. Как будто очень важно нащупать физически пальцами тот самый след отсутствия кого-то».

Зыбкость памяти, невозможность опереться на достоверность воспоминаний и постоянное желание найти что-то ускользающее - движущая сила, которая привела художницу к этому проекту. Восприятие реальности автора строится вокруг непрерывных процессов осознания себя разным. Вокруг тонких границ собственного я и зыбких, когда-то важных, опор - семья, мать, страна, мир.

Александра Павловская: «Я надеюсь, что работы с этой выставки сложились для вас в какую-то свою историю или переплелись с вашим опытом. Я думаю, что каждый зритель будет ощущать эту экспозицию немного по-разному, и, эта полифония голосов и интерпретаций для меня действительно очень важна».

Фото: архив галереи Futuro

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: