18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Миша Мост между стрит-артом и вандализмом

Художник Миша Мост поставил мировой рекорд, создав самую масштабную работу на фасаде здания в 2017 году. Тогда его граффити украсило Выксунский металлургический завод. А в 2022 году он поставил новый личный рекорд в «Арсенале» в Нижнем Новгороде, когда за 7 часов, используя лишь кисти, создал работу для выставки «От предмета к экспонату». Благодаря медиашколе «Арсенала» нам удалось поймать его на выставке и расспросить о главном – работах, пиаре и различиях между стрит-артом и вандализмом.

Правда, что вы создали работу для «Арсенала» всего за 7 часов?

Да. И никогда прежде я не рисовал такой объем кистями. Это мой личный рекорд. Кистями довольно сложно рисовать, обычно рисую баллонами. Эта работа частично схожа с той работой, которая была перенесена на грузовик с помощью пленки и акварели. На расположение деталей повлияли определенные архитектура и вид стен «Арсенала».

Простите за дурацкий вопрос, но что хотел сказать автор?

Вся серия посвящена будущему, в котором технологии и роботы заменяют человека, взаимодействиям общества и технологий, общества и науки. Я рассказываю про замещение, про то, как наука внедряется в человека.

К какой-то проблеме хотели привлечь внимание?

Художник не всегда вкладывает в работу конкретную проблематику. В этом коллаже есть и элементы Ренессанса, и схематичное изображение в виде рулона холста, и земной шар, который в данном случае символизирует транспортировку.

Вы не считаете свои работы произведениями искусства?

Конкретно эту работу вряд ли повесят в Третьяковке и вряд ли люди будут долго всматриваться в ее детали. Но у меня есть работы, которые я могу назвать произведениями искусства.

Вы поставили мировой рекорд на фестивале «Арт-овраг» в Выксе, создав самую масштабную работу на фасаде здания. Каково это – проснуться мировым рекордсменом? Что-то изменилось?

Нет (смеется). Хотя, может быть, что-то и изменилось. Это же не за одну ночь произошло – я работал 45 дней. Знал, на что подписываюсь, к чему иду, и два месяца жил только этим. Было единственное стремление – успеть к конкретной дате. Успели. Правда, проспал открытие, но это уже непринципиально было.

Перед тем как приступить к работе на фасаде, нужно было пройти конкурс. Вы изначально были уверены в своей победе?

На конкурс пришло около 300 заявок из 30 стран. Это много. Но когда я увидел другие работы, не удивился, что победил. Да и тема будущего, развития, технологий мне близка, и я сильно вложился в работу, поставил мировой рекорд.

Как-то вы неохотно рассказываете, мировой рекорд все-таки.

Может, в пиаре это что-то дает, но мне не столько рекорд важен, сколько опыт работы с объемом в 10 тысяч квадратных метров. Тем более там была сложная вытянутая пропорция, с которой художники обычно не работают. А я работал. У меня получилось и содержание нигде не провалить, и композицию выдержать, и цветовой баланс соблюсти. Рекорд в этом и заключается – делаешь то, что никто никогда не делал, и то, с чем никто никогда не сталкивался. Но мы же не соревнуемся с художниками в размерах работ и в количестве мировых рекордов. Шедевр определяется не этим. Искусство – это не цифры и рекорды, а уникальность.

А говорят, рекорды затягивают.

Возможно, в том же году создал первого в мире программируемого дрон-художника. Когда я находился на подъемниках с валиками, параллельно контролировал совершенно другой проект. Он мне даже больше нравится, потому что более сложный и технологичный. Искусство с технологиями – моя тема.

В одном интервью вы сказали, что стараетесь не показывать и не рекламировать свое лицо. Почему?

Не очень понимаю, почему всем так интересно лицо художника. В его глазах вы не найдете ответы на то, что он заложил в свои произведения. Работы художника могут сказать намного больше, чем его глаза.

А как же личный бренд?

Личный бренд нужно развивать через продукт. Некоторые увлекаются и начинают презентовать только себя. Есть художники, которые превращают себя в бренд, и их начинают возводить в ранг звезд. Все знают их лица, но никто не знает их работ. Так произошло с Никасом Сафроновым. Сейчас у художников есть соцсети, и они жалуются, что на постах с лицом лайков больше, чем на постах с картинами.

У вас никогда не было творческого кризиса?

Был, когда я только начинал и не понимал структуру работы, как и что делать. Я же не был художником в школе и институте. Не знал, что это такое вообще, пока не начал рисовать граффити, знакомиться с современным искусством, участвовать в выставках и изучать это ремесло. Лет пять-шесть длился период поиска. Кризиса не будет, если знаешь, куда идешь. Я стараюсь просто делать что-то новое.

Вы не учились в художественной школе. Как думаете, способна ли она загубить творческие начала?

В художественных школах, институтах ставят руку, дают очень крутое понимание техники и учат правильно перекладывать реальный мир на холст. Но надо ли сейчас это изучать – непонятно. Техникой забивают «воображалку». Да и таким базовым вещам, как цвет, перспектива, композиция, необязательно учиться семь лет, как в классической школе. Хотя и в ней бывают исключения. Например, современный художник Айдан Салахова несколько лет в Суриковском художественном училище вела направление, на котором классическим художникам преподавали современное искусство. Чтобы они понимали, что искусство шире рисования с натуры, пленэра и натюрморта. В Европе, наоборот, тренд на развитие «воображалки», но перестали ставить руку. И у них школа живописи проваливается. Поэтому я сам пока не до конца разобрался в этом вопросе.

Современное искусство – какое оно?

Современное искусство – оно из головы. Если академическое искусство дает ответы на вопросы, то современное искусство, наоборот, их ставит. Человек начинает искать в себе или других ответы. В современном искусстве нет места стандартам. Поэтому и получается, что в одном и том же произведении разные люди видят разное. Однажды я рисовал на улице андроидов. У некоторых из них не было ртов, потому что зачем они им, если звук издают динамики. А женщина, которая проходила мимо, увидела в этом политический подтекст. Современное искусство пропитано им.

В чем заключается тонкая грань между стрит-артом и вандализмом?

У вандализма минимальный месседж, а в стрит-арте заложена идея. Например, Бэнкси – это стрит-арт, хоть и нелегальный. На законодательном уровне его работы – вандализм, но по факту – искусство. Надо в первую очередь ориентироваться на содержание. Сначала продумываешь концепцию, а потом создаешь. В надписях из серии «здесь был Миша» никакой концепции нет.

А вам самому приходилось бегать от представителей власти?

Много раз, и даже суды у меня были. Бывает, заморочишься, сделаешь действительно красивую работу, а через неделю ее закрасят. Обидно. Кстати, в Нижнем работы живут дольше, чем в Москве, у нас менее расторопные сотрудники служб ЖКХ.

У вас есть самоцензура?

К счастью, мои излюбленные темы не относятся к числу запретных. Я же рассказываю о будущем и его восприятии.

Работу Миши Моста можно увидеть в «Арсенале» на выставке «От предмета к экспонату. Транспортировка и упаковка искусства: история и современность» до 29 января.

Текст: Анастасия Андреянова, Катерина Смирнова
Фото: Анастасия Волкова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: