«Ничего другого» - это более 30 живописных работ, интегрированных в экспозицию с масштабной инсталляцией-лабиринтом из советской мебели и предметов интерьера, собранных в Нижнем Новгороде. Выставка стала размышлением автора о коллективной памяти как о процессе совместного забвения, о подмене настоящего прошлым и ответственности за это.
На вопрос, почему я стал художником, я отвечал много раз, но в последнее время я отвечаю на него по-другому. У меня возникло острое ощущение, что в своей жизни я мало что контролирую, многое из того, что со мной случилось, я не планировал, как и стать художником. Многое происходило как будто по какому-то сценарию, кто-то волочит меня по точкам во времени, которые в итоге оказываются судьбоносными. Приволокли и говорят: «Вот смотри! Как тебе такое?». Я чувствую себя Алексом из «Заводного апельсина», которого заставляют смотреть разные сюжеты. А потом вложили в руку кисть и сказали: «Фигачь!».
Я уже смирился, что планировать ничего невозможно, даже эта выставка переносилась несколько раз, чтобы стать в итоге неизбежной, т.е. «согласно сценарию». Предчувствие перемен привели к появлению работ, которые в этом сценарии предвосхищают изменения и точнее отражают происходящее.
При этом задача художника сегодня, как и во все времена, остается прежней - выявлять концентрат бытия, описывать его суть и боль, как бы сложно и рискованно это ни было.
Идея серии работ для выставки "Ничего другого" возникла случайно: я гулял с детьми на детской площадке, обратил внимание, что старая железная горка, перекрашена десятки раз. Я стал расцарапывать и обнаружил, что слои краски разного цвета. Я расспросил дворника, он мне ответил, что городскую инфраструктуру красят раз в год сразу после того, как растает снег. Таким образом по количеству слоев можно проводить летоисчисление как по кольцам на срезе дерева.
Допустим, я процарапываю до 7 слоя – это для меня путешествие на 7 лет в прошлое. Обнажив этот слой, я его как бы возвращаю в наше здесь и сейчас из прошлого. Подобный способ оказывается наиболее точным для описания нашего времени, когда прошлое замещает и активно вытесняет настоящее.
Шесть лет назад, когда я только начал эту серию, я наблюдал определенные симптомы того, что сегодня проявилось в полную силу. Мне иногда кажется, что этой серией я раскопал старое советское проклятие.
Пространство галереи FUTURO имеет несколько достоинств. Прежде всего его дореволюционный дух, где прекрасная лепнина служит проводником в этот период. Советская мебель, из которой будет собран лабиринт, выступает как правопреемница того времени, а мои работы - свидетели настоящего – так я формирую историческую хронологию.
Прямо сейчас я пишу шестиметровую работу, которая будет размещена в отдельной комнате галереи. Кроме этого, мои 11-летние сыновья Иван и Богдан покажут свою работу «Лес» в Futuro Minor.
Фото: Владимир Потапов
Комментарии (0)