Мы пообщались с первыми зрителями и организаторами выставок «Между небом и землей» и «Ирина Затуловская. Бегство в Египет», которые открылись в ГЦСИ Арсенал 25 августа. А там свет Эдуарда Штейнберга, тревожность Василия Чекрыгина, тупик Франсиско Гойи и вечная безмятежность Древнего Египта.
Удивительно, что человек несет в себе одни и те же вопросы на протяжении не только своей жизни, но и жизни всего человечества в целом.
Анна Гор
Заведующая Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГЦСИ Арсенал
Выставка «Между землей и небом» организует перекрестный триалог между авторами разных эпох, которые говорят на разных языках, но об одном и том же. О том, как тяжела жизнь в принципе. А «Бегство в Египет» о том, как человек хочет оторваться от этого ужаса и оказаться в каком-то светлом пространстве, даже если это посмертное пространство. Человек все время стремится узнать, где этот свет находится. Современный автор через бытовые предметы стремится к свету и вступает в диалог с Египетским древним искусством, даже не с искусством, а с тем, что составляло и наполняло жизнь человека того времени. Это разные предметные ряды, но связанные явления. Поэтому мы их показываем в одном пространстве в одно время в рамках общей концепции.
Выставка «Ирина Затуловская. Бегство в Египет» - это уникальное соединение искусства Древнего Египта и современного искусства. В каждой работе улавливается особая метафора о вечности, о том, что дальше лишь свет, хотя автор и сказала нам по секрету, что у нее нет никакой особой философии. Например, в центре есть работа «Раз не можем смерть понять, значит и нет ее» - самое настоящее олицетворение вечности бытия. Работы расставлены в Египетскую пирамиду, словно по ней можно пробраться наверх к вечному свету и спокойствию.
Ирина Затуловская
Художница, автор работ выставки «Ирина Затуловская. Бегство в Египет»
Современное искусство принято ругать, а здесь оно привело как буксир древнее искусство. Это вообще мировая премьера. Никогда еще искусство древнего Египта не было так близко с современным. У меня даже есть работа, которая так и называется «Волга - матушка, Нил - батюшка». Здесь собраны работы за последние 30 лет, ощущения в моменте помню от многих. У меня есть работа, я смеялась, когда ее писала. Но зритель все равно должен сам выбрать свою эмоцию.
Мы выяснили, в каком порядке лучше смотреть эти выставки.
Дарья Ткачева
Куратор выставочного пространства ГЦСИ Арсенал
Когда мы двигаемся от входа по экспозиции, мы идем от цвета и от света Штейнберга в темноту Гойи, где черный тупик, затягивающий нас. Там падаем в пропасть отчаяния, безумия. В самом конце у Гойи есть способ летать и ступенечка, на которую мы как бы приподнимаемся и получается движение вверх, где мы снова оказываемся в тупике. А выходя из тупика, мы попадаем в Египет, где видим радость жизни, надежду на будущее.
На самом деле, в Арсенал ни одна выставка не попадает случайно. Даже выставка, которая сейчас на первом этаже, тоже может встроиться в эти размышления.
Для кого-то весь маршрут - диалог о жизни и смерти, для кого-то - погружение в вопросы настоящего, а для кого-то - почва для размышления о загробной жизни - каждому свое.
Олег Беркович
Заместитель губернатора Нижегородской области
Выставка обязательна к посещению, потому что она открывает глаза на многие вещи. Я мало был знаком с творчеством Чекрыгина, посмотрел на его абсолютно монументальный взгляд. Штейнберг - тяжелая тема, но фантастическая. У Гойи совершенно психоделические работы, сумасшедшие. Такого Гойи не ожидаешь увидеть. А завершающая часть (*«Ирина Затуловская. Бегство в Египет») очень светлая, поднимающая настроение. Я не думал, что можно собрать все именно так, выставки хорошо смотреть друг за другом, получается диалог со смертью.
Некоторые зрители проходили маршрут дважды. Удивительно наблюдать за ходом мысли художников, но наблюдать за теми, кого художники заинтересовали, - удовольствие не меньшее.
Александр Уваров
Искусствовед (г. Москва)
Выставки очень мощные, смотрятся на одном дыхании. Кураторские тексты перекликаются во мне, они многослойные, сложные. Они о том, о чем я думаю последние месяцы. Для меня это очень личная получилась история.
Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Алексей Шевцов
Комментарии (0)