Легендарный фотограф Алик Якубович, показавший город таким, какой он есть в альбоме «Нижний Но…», представил еще одну выставку, «Нижний Ню», посвященную нежной и откровенной женской красоте
Вы говорили о желании сделать «Нижний Ню» еще на презентации первой выставки, посвященной городу. Как вы пришли от идеи к реализации?
Слова были сказаны. Осталось реализовать. Я посоветовался с галереей «Луна», стоит ли делать это сейчас, в такие непростые времена. Кураторы пространства ответили, что сейчас самое время!
Задача была сделать красивую выставку. И мы выбрали нежные, весенние снимки. Я думал, что у меня очень много фотографий на тему женской красоты. Но когда дело коснулось выставки, оказалось, что их совсем немного и что нужно еще доснимать. И тут начались неожиданные встречи, которые изменили суть выставки. Вдруг пришли другие модели, очень открытые, очень светлые. При съемки с одной из девушек даже атмосфера в моей мастерской поменялась – настолько это было тепло и красиво. Это преображение видно на фотографиях, зрители его отмечают.
На «Арт-мире» у вас была большая экспозиция «Нижний Но…». Новая выставка более интимная, и место как раз отвечает тематике?
На «Арт-мире» была очень необычная локация – огромный зал, где я впервые вывесил работы на прозрачных стендах.
Обычно художественные выставки проходят в больших пространствах, но мне нравится именно в «Луне» – она небольшая, уютная, здесь по-домашнему хорошо. Даже свет другой – не такой «фотографичный». Именно здесь отлично смотрятся фотографии, от- печатанные словно в американском стиле пятидесятых–шестидесятых, на котором я и воспитывался.
Интересно было посмотреть на свои работы в стиле ню в большом формате: для меня привычнее мои книги, и все снимки-ню чаще появляются именно в печати. У выставки случилось очень хорошее посещение. Я сам, поскольку моя мастерская расположена не- далеко, часто заходил в галерею по пути, иду на обед – зайду попить чаю, иду с работы домой – тоже загляну. И обязательно встречал кого-то из знакомых или одноклассников. Многие приезжали из других городов, для них моя выставка стала поводом приехать в Нижний Новгород.
Для вас съемки уже привычны или каждый раз это нечто новое, откровенное, необычное?
Честно, я никогда не знаю, получится ли съемка вообще! Несмотря на подготовку, все может поменяться. Нет такого, что модель пришла, обнажилась, и все сразу случилось. Каждый раз происходит поиск света, иногда одна съемка может продлиться до трех дней. Это очень тонкая штука, и ее нужно уметь держать. Если в первый день ты получил некий импульс, съемка закончена, ты его додумал, дослушал и начинаешь следующую съемку уже с этого импульса, тогда все получается.
Может ли искусство помочь преодолеть подавленное состояние?
Мне помогает совершенно точно. Было такое, что я впал в очень нехорошее состояние, просто уже не мог участвовать во всех политических разговорах. Четыре дня подряд я ходил по художественным музеям и выставкам – не видел никакого другого выхода.
Потом началась моя выставка, и это было спасение. Подготовка, открытие, друзья и очень много людей, которые говорили, что выставку нужно делать обязательно! Я согревался. После «Нижнего Но…» я будто потерялся, и мне посоветовали спрятать камеру на месяц. Меня хватило только на четыре дня, и потом пошли прорывы. То, что я умею снимать, я знаю. Но когда хочешь снимать и не снимаешь, то начинаешь думать. И приходят открытия, не только визуальные, но и философские, которые позволяют по-новому взглянуть на фотографию. Репортаж, который я делаю, может стать интересным, только если я смогу заглянуть на него словно из будущего. И если я буду понимать, что это работает, – съемка удалась.
При всей открытости и доступности темы ню в современном искусстве как вам удается сохранить в снимках деликатную и аккуратную сексуальность?
Здесь все зависит от электричества между фотографом и моделью. Можно поставить свет, продумать тему, но если нет искры, ее не придумать. Раньше казалось, что получается много, но со временем видишь на некоторых фото просто красивую девушку. А хочется, чтобы это было стихами для зрителя, чтобы он подошел к фотографии, посмотрел и что-то с ним случилось внутри. Я рад, когда это получается. Люди возвращаются, говорят и пишут о снимках. Это мне очень полезно, особенно сейчас.
Хочется, чтобы это было стихами для зрителя, чтобы он подошел к фотографии, посмотрел и что-то с ним случилось внутри
Не было ли негатива к сексуализации женского образа?
Я ждал этого. Ранее, даже на художественных выставках, подобное случалось. Но все прошло спокойно. И, наверное, это тоже заслуга пространства, которое располагало к тому, чтобы остаться подольше, вернуться снова. Иногда я замечал парочки, которые сидели в зале, обнимались, разглядывали фотографии.
Что является критерием успешной выставки? Когда вы понимаете, что она удалась?
Люди возвращались. Многие мои знакомые несколько раз ходили на выставку. Посетители не спешили уходить с выставки, хотя работ не так много. Также пытались купить альбом «Нижний Ню». Люди ждали такого же формата, как и с «Нижним Но…», ведь выставка была собрана из фотографий, подготовленных именно для печатного издания.
Еще я ждал какого-то хихиканья, но ничего такого не заметил. Поскольку не все знают меня вживую, как я выгляжу, я мог наблюдать за людьми, как они разглядывают картины, реагируют на них. Я слушал, о чем они говорят. Им нравилось.
Что вам лично дают съемки ню?
Мне кажется, я заряжаюсь от женской энергии. Очень красивой. Ее только нужно раскачать, разбудить. И я чувствую благодарность. Когда женщина после съемки говорит, что она не ожидала такого результата, что видит себя совсем другой.
Текст: Диана Микрюкова
Фото: Алик Якубович
Комментарии (0)