18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Искусство и практики гостеприимства

25 ноября на площадке нижегородского «Арсенала» и 26-28 ноября в Выксе собрались профессионалы сферы культуры: художники, кураторы, арт-менеджеры, архитекторы, исследователи, специалисты по инклюзивным и просветительским проектам, чтобы рассмотреть феномен гостеприимства в поле современного искусства, музейного дела, арт-резиденций, дизайна, архитектуры и инклюзии. Инициатором и соорганизатором Международной конференции «Искусство и практики гостеприимства» выступила арт-резиденция «Выкса» и ее куратор Алиса Багдонайте.

Алиса Багдонайте

Алиса Багдонайте

В 2021 году легендарный фестиваль «Арт-Овраг» получил новое название «Выкса фест» и представил обновленную концепцию: все приглашенные художники, музыканты, режиссеры создавали свои произведения не просто для фестиваля, а в теле фестиваля, на выксунской земле и в соавторстве с людьми, которые здесь живут. «Выксунизация» получилась успешной и очень перспективной. Сама идея «заземления», которую в 2021 году масштабно проработал директор фестиваля Федор Павлов-Андреевич, возникла несколько лет назад. В 2017 году Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, будучи кураторами «Арт-Оврага», предложили создать платформу для круглогодичной работы фестиваля через деятельность арт-резиденции. Бывшая гостиница Выксунского металлургического завода превратилась в гостеприимный дом для художников, куда они могли приезжать с семьями и друзьями, чтобы создавать новое искусство. Творческая площадка, открытая благотворительным фондом «ОМК-Участие», дала возможность художникам-резидентам жить в Выксе и реализовывать свои проекты во взаимодействии с местным контекстом и сообществом.

Идеологом арт-резиденции «Выкса» стала куратор, галерист, преподаватель Алиса Багдонайте. Впервые она выступила в качестве создателя и куратора арт-резиденции во Владивостоке, на базе ЦСИ «Заря». К работе над выксунским проектом она пришла с готовой бизнес-моделью, со знанием того, как это работает, и главное, зачем это нужно небольшому моногороду. Так началась история арт-резиденции, входящей сегодня в список главных резиденций России и названной в 2021 году «Институцией года» фондом поддержки современного искусства Cosmoscow.

Алиса, одним из главных сообщений конференции «Искусство и практики гостеприимства» и отправной точкой для нее стало анонсирование нового здания арт-резиденции «Выкса». Расскажите о значении этого проекта.

Новость действительно колоссальна и для России, и для художественного движения в целом. Сама конференция была изначально придумана отчасти для того, чтобы ее поддержать. Дело в том, что тренд на децентрализацию, на локальное и бум появления региональных резиденций – явления связанные. Мы все хотим понять, кто мы, где мы живём и какое нас ждёт будущее, и искусство помогает отвечать на эти вопросы. Для замкнутого мира небольших городских сообществ появление художников — это всегда событие и обогащающий опыт.

Художник может конструировать образы нелинейно, смотреть на вещи под новыми углами, и поэтому мы так хотим, чтобы он видел нас, чтобы наши заботы, наша история были проявлены если не в учебнике, не в семейном фотоальбоме, то в произведении искусства. Оказывается, диалог с искусством – это самый емкий способ разговора, который нас наполняет и который дает силы жить дальше. Это большая терапия страны, заключенная в очень маленьком, ситуативном проявлении. Получается, взгляд художника – это самое нужное нам прямо сейчас, не говоря о том, насколько арт-резиденции важны для герметичных сообществ, когда в городе, где все про всех всё знают, вдруг возникает незнакомый человек, готовый по-новому воспринимать твою историю без предубеждения, при этом у него есть интересные образы и слова. Сейчас мы еще не очень осознаем важность таких неформальных встреч, но я считаю, что их значение сложно переоценить.

Диалог с искусством – это самый емкий способ разговора, который нас наполняет и который дает силы жить дальше

Здание, в котором резиденция «Выкса» живет вот уже четыре года, милое, уютное, но оно находится за забором, и поэтому не может быть полностью открытым и гостеприимным. Тот, кто интересуется искусством, всегда найдет сюда дорогу, но нам важен контакт и с теми, кто просто «проходит мимо» или только начинает приобщение к художественному миру. Сегодня арт-резиденция получает новое здание в бывшем кафе «Волна», построенном в середине 1980-х и адаптированном под наши задачи архитектурным бюро «Новое». Здесь создается инфраструктура, позволяющая резиденции стать полноценным общественным городским пространством.

Здание кафе, находящееся в живописном месте, на берегу пруда, долгое время было заброшенным. Идея его перевоплощения в арт-резиденцию пришла от выксунки – художницы и координатора Шафиги Аллахвердиевой. Реконструкция здания имеет для нас несколько значений. Конечно же, в первую очередь это классно для художников, которые будут работать в больших мастерских, получат свое личное пространство. Кроме того, сама локация поможет обеспечить посещаемость и настроить контакт с аудиторией. Наконец, еще одно важное послание: не всегда нужно строить новое – можно спасти старое, быть экологичным и внимательным к истории.

Без архитектуры мы не можем быть гостеприимны одновременно ко всем участникам. На конференции, которую мы старались сделать междисциплинарной, прозвучал разговор об архитектуре с посещением модернистского здания. Сложилось объемное понимание того, что происходит, что мы делаем.

Гостеприимство – то самое важное и емкое слово, которое запустило событие международного уровня?

С точки зрения создания новых межрегиональных взаимодействий, гостеприимство — это очень важный инструмент. Помимо того, что конференция «Искусство и практики гостеприимства» – сама по себе событие, она призвана расширять горизонтальные связи. Мы готовы совершать международный обмен, делать программы, благодаря которым все будет работать еще лучше. Мы хотим путешествовать, видеть друг друга, поэтому, несмотря на пандемию и другие сложности, нас собралось так много. Нам всем это нужно.

Еще одной важной составляющей является децентрализация. Она становится возможной только тогда, когда инициативы не спускаются «сверху», а появляются в профессиональной среде, когда они могут окрепнуть настолько, чтобы привлечь необходимые ресурсы для реализации. Очень важно, что в Нижегородской области произошло событие, которое собрало участников из 17 стран, стало значимым для всего арт-сообщества. Мы встретились по делу, в глобальном формате в Нижнем Новгороде и в Выксе.

Всего команда конференции провела 24 сессии, более 50 дискуссий, воркшопов и мероприятий, общее число посещений превысило 1500. В программе участвовали представители Франции, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Испании, Германии, Польши, Нидерландов, Бельгии, Норвегии, Литвы, Италии, Великобритании, США, Мексики, Чили.

В рамках конференции состоялся второй форум Ассоциации арт-резиденций России. Как проходила его работа?

Сейчас в России порядка 40 резиденций. Они постоянно появляются и перестают существовать – это текучий процесс. Не всегда понятно, как зафиксировать появление новой точки на карте – только через самоопределение и через оценку новых инициатив Ассоциацией. В 2019 году члены Ассоциации арт-резиденций впервые встречались: увидели друг друга, оценили большую географию явления, и это было вдохновляюще. Резиденциям интересно общаться, сотрудничать, и конференция «Искусство и практики гостеприимства» стала площадкой обмена международным опытом развития и привлечения новых резидентов и аудитории, обсуждения вызовов в эпоху пандемии.

Мы все хотим понять, кто мы, где мы живем и какое нас ждет будущее, и искусство помогает отвечать на эти вопросы

На втором форуме нам был особенно интересен теоретический аспект. Разговор о том, что такое резиденции, какие они, как они могут работать, преодолевать трудности, безусловно, важен, но нужно идти дальше. Мы предложили новые возможности нетворкинга, новые темы для обсуждения, новую теоретическую рамку. События конференции и форума внутри нее были составлены таким образом, чтобы участники могли уходить за пределы своих повседневных интересов и обратить внимание на то, как еще мог бы развиваться их проект. Чтобы конструировать образ перемен к лучшему, нужен ресурс, и я надеюсь, что конференция послужила таким источником.

Для того, чтобы расширить границы, нужны были особые партнеры. Мы благодарны ГММИ им. А. С. Пушкина и Волго-Вятскому филиалу музея (Арсеналу), которые показали нам уникальные примеры инклюзивного подхода в музейном деле. Когда мы говорим о гостеприимстве, мы в первую очередь вспоминаем деятельность фонда «ОМК-участие», который также выступил со-организатором мероприятия. Именно эти люди когда-то поверили в идею арт-резиденции и сегодня могут оценить результаты нашей работы. Мы получили новое здание, нам выделяют средства на проведение конференции. Руководство Фонда еще раз подтверждает, что устойчивое, последовательное поведение – это самое важное в любом деле.

Когда новое здание арт-резиденции «Выкса» будет полностью готово к приему гостей?

Отделочные работы будут завершены в ближайшее время, затем начнется этап, когда новое пространство будет постепенно наполняться смыслами, примет первых резидентов и гостей. О всех новостях резиденции можно узнать на интернет-платформе vyksaair.com. Прямо сейчас объявлен Open call 2022 – прием заявок от художников, некоторые из которых будут первыми «обживать» новое здание резиденции.

 

Автор текста: Наталья Думкина 

Фото: Ольга Киселева

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: