18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Егор Плотников: «Для меня «Вычитания» это образ нашей памяти, которая сохраняет лишь фрагменты целого»

В октябре в галерее FUTURO проходит персональная выставка «Вычитания» московского художника Егора Плотникова, на которой он представил одноименную живописную серию и скульптурные объекты. Специально для читателей журнала «НН.Собака.ru» Егор рассказал о проекте и значении белых пятен нашей памяти.

Я занимаюсь живописью и скульптурой и в своих проектах совмещаю эти два жанра. Каждая новая выставка – это инсталляция, несмотря на то, что каждое произведение – холст или объект – является самостоятельной работой. В каждой новой экспозиции они связаны в единое целое друг с другом и с окружающим пространством.

В галерее FUTURO – большой старинный зал со стенами, на которых мы видим слои краски, они помнят очень много на своем веку. Остатки старой лепнины, архитектурный декор, сложный свет, пейзаж за множеством окон – это очень интересное пространство для работы художника и в то же время очень сложное испытание. Выставка в таком пространстве – особая задача.

Когда мы входим в зал, то первое, что видим, окинув взглядом стены, – это белые геометрические формы: полосы, прямоугольники, круги – те самые «вычитания», в честь которых и названа выставка. Что это за вычитания? Каждый зритель волен сам решать, что же это такое. Для меня это образ нашей памяти, которая сохраняет лишь фрагменты целого. Это белые пятна, которые сопровождают впечатления от увиденного. Возможно, это последний кадр на пленке, который засвечен, и мы не видим части изображения, или что-то мы заслонили, когда снимали на айфон, экран монитора, который не до конца загрузил картинку, архитектура, которая перекрывает часть пейзажа, или еще что-то.

Здесь может быть очень много прочтений, но суть в том, что на всех этих холстах мы не видим целого единого изображения. Таков наш современный взгляд.

Здесь может быть очень много прочтений, но суть в том, что на всех этих холстах мы не видим целого единого изображения. Таков наш современный взгляд. Ведь мы не перемещаемся из точки А в точку Б (как в XIX веке) на повозке в течение недели, пересекая огромное горизонтальное пространство, и пейзаж мы созерцаем не целиком, а большей частью через экран телефона, камеры или фотоаппарата. Мы – люди экранной культуры, и поэтому наше сознание наполнено фрагментами, которые складываются в наш собственный внутренний прерывистый ландшафт. Он может состоять одновременно из русского зимнего леса, испанского теплого берега, столичных улиц и уголков провинции. Но тем не менее человек помнит и единый панорамный пейзаж прошлого. В простых мотивах работ, представленных на выставке, зритель, возможно, увидит знакомые и родные для него места.

Второй взгляд на эти стены открывает за «вычитаниями» фрагменты живописи, части пейзажа, изображенные на холстах. Часто они буквально «врастают» в стены галереи: в цвете, в тоне – это то, чего мне хотелось добиться в этой выставке. Сами стены становятся живописью. И даже глядя на них, мы уже можем наблюдать и представлять себе фрагменты пейзажа. А белые пустоты заставляют нас еще пристальнее вглядываться, рассматривать то, что осталось.

Посередине большого зала находится крупная скульптура – фигура ребёнка с круглым пейзажем в руках. Эта работа называется «В поле». Действительно, на холсте, который держит девочка, изображено поле. Но мы также можем представить, что и сама эта девочка находится в поле, а, кроме всего прочего, все это находится и в поле нашего внимания. Для меня важно, что произведение многослойно, и каждый может найти для себя в нем свои смыслы и по-своему трактовать его. Я фокусирую внимание зрителя на важных для меня вещах, которые волнуют и заставляют меня работать. А это как раз то, что окружает нас, то, что мы обычно не замечаем: простые вещи, простые пейзажи, в которых нет каких-то особых достопримечательностей, то, в чем кроется, вся суть пейзажа – пространство, в котором мы живем.

Посередине второго белого зала стоит скульптура, но уже небольшая. Это фигура зрителя. С тех пор, как я занялся скульптурой, такие объекты начали совмещаться с моими холстами. Одновременно это и персонажи картин, и зрители, которые смотрят на них так же, как и мы с вами. Эти персонажи становятся нашими проводниками в мир живописного произведения, и в то же время – в реальный, окружающий нас мир. Я бы очень хотел, чтобы выставка помогла нам снова осмотреться вокруг и удивиться тому, что рядом с нами.

Одна из работ в большом зале, перед которой тоже находится скульптура наблюдателя, называется «Пейзаж, оставшийся за спиной». Кто-то из художников сказал однажды: «Если ты идешь на пленэр и выбираешь вид, который хотел бы изобразить, оглянись назад. Возможно, то, что ты ищешь, находится у тебя за спиной». Я бы хотел пожелать нам почаще оглядываться, и, возможно, мы увидим то, что ищем.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: