В рамках своей программы резиденций Галерея 9Б еще в марте пригласила жить и творить в Нижнем выпускницу Королевского колледжа искусств (Лондон) Дарью Гитманович. Наконец, после снятия ограничений, 21 июля ее выставка открывается. Темой стала современная женственность, подсмотренная через окно Инстаграм.
Виртуальный мир – это мое поколение, я выросла с интернетом, поэтому, ищу в нем выходы для живописи. Я переношу опыт общения с современностью в традиционную форму искусства, показываю наше взаимодействие с сетью через картины. А Инстаграм – это самая показательная платформа, через которую мы можем наблюдать жизнь. При этом мне не хочется, чтобы мои работы воспринимались как иллюстрации. Есть вдохновение и референсы, но в итоге получается уникальный объект. Может быть, поэтому мои работы такие большие: из маленького экранного изображения я делаю что-то объемное, масштабное.
Для меня портретный жанр пока что самый понятный способ выражения идей. Это комфортная отправная точка, от которой я могу двигаться дальше и углубляться в процесс. При этом я не считаю себя портретистом – просто занимаюсь живописью. Серия работ, которую я сейчас создаю, началась три года назад. Иногда я рисую своих знакомых, но в основном это некий образ, настроение, которое я пытаюсь передать.
Я вуайерист нашего времени: мне интересно через Инстаграм наблюдать, как меняется наше общество, его ценности и то, как люди себя позиционируют через соцсети. Для такого интернет-ресерча не надо лишний раз выходить на улицу или искать моделей – все можно найти в телефоне.
Через свои картины я изучаю вопрос современной женственности. Есть вещи, которые меня цепляют: мужская или унисекс одежда и оверсайз, удобная обувь, расслабленные позы, в которых девушки чувствую себя уверенно. Здесь важна и мода как отражение времени и то, какие культурные ассоциации она вызывает. Скажем, в последнее время все ходят в кроссовках, потому что это удобно. Жить становится комфортнее.
Мой ресерч по большей части состоит из интереса к моде, но в тоже время не лимитирован только ей. Хотя, возможно, что интервью с современными дизайнерами или критические очерки о моде я читаю и смотрю больше, чем про художников или историю искусств, за что мне иногда бывает немного стыдно.
Когда я работаю над картиной, для меня всегда есть отправная точка, с которой я начинаю: цвет или определенная текстура, форма, отрывок фразы, мелодия. Постепенно это переходит в процесс. Он настолько сильно захватывает, что зачастую в итоге получается совсем не то, что я задумывала, но в этом магия живописи.
Через процесс я больше понимаю себя. Иногда спустя некоторое время возвращаюсь к написанной ранее картине и думаю, почему изобразила именно это и именно так. Каждый раз открываю для себя подобные вещи.
В Лондоне обучение искусствам сильно отличается от России, там нет ограничений для творчества, все основывается на практике и постоянном диалоге с преподавателями и студентами. Все на равных, учителя не столько критикуют, сколько дают советы, помогают понять контекст, где находишься, как можешь развиваться. Студенты устраивают групповые обсуждения работ. В академии я чувствовала себя свободной, окруженной творческими людьми. Было много возможностей в плане насмотренности: мы постоянно ходили в галереи, сами участвовали в выставках. Там искусство – это живая среда, в которой все очень активно. В Москве такой настрой только начинает зарождаться. За таким развитием искусства в нашей стране интересно наблюдать.
Моя главная задача – сделать работу, которая способна жить своей жизнью. Конечно, когда создаю картину, решаю некоторые свои технические вопросы. Это не всегда отвечает изначальной идее. Но моя работа должна говорить с человеком, создавать личный диалог, в котором я, как художник, ухожу на второй план. Если это происходит, значит, все получилось.
Текст: Наталья Бадьина
Фото: Илья Большаков
Комментарии (0)