17 июля Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде вновь откроет свои двери для посетителей после четырех месяцев работы в самоизоляции. По этому случаю сотрудники Арсенала рассказали «НН.Собака.ru» о работе музея и поделились воспоминаниями, как они провели карантин.
Часть 2: Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов,
Максим Никонов, Начальник административно-хозяйственного отдела,
Ани Кобалян, ведущий специалист отдела по связям с общественностью
Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов
Чем занимается отдел творческих проектов?
Отдел творческих проектов занимается продюсированием событий, нацеленных на знакомство наших зрителей с современным искусством и культурой. Они создаются специально для Арсенала, существуют в формате «здесь и сейчас», то есть их нельзя повторить или вернуться к ним вновь как на выставку или репертуарный спектакль. Основная ценность таких проектов — в непосредственном присутствии и живом взаимодействии художников и зрителей. Тем не менее все события фиксируются, и некоторые можно найти на наших интернет-площадках или в изданиях.
Если говорить о конкретных форматах, то это фестивали, концерты, кинопоказы, лекции, резиденции художников, театральные постановки. Все они происходят чаще всего в левом крыле Арсенала, но иногда и вне его стен — во дворе музея или непосредственно в городском пространстве, как например, опен-эйры или экскурсии (сейчас все события Арсенала временно перешли в онлайн из-за пандемии).
Какие направления есть в отделе?
Мы работаем на несколько фронтов, стараясь участвовать и в художественной, и в музыкальной, и в образовательной жизни города и мира. Есть несколько важных линий.
Первая связанна с фестивалями и крупными событиями. Каждый год в Арсенале проходит фестиваль текстов об искусстве «Вазари», кинофестивали (например, «Висла» или «Большой фестиваль мультфильмов»), а также различные ситуативные акции, посвящённые важным феноменам или фигурам современного искусства — «День жизни в Баухаусе» или запланированный на 2021 год однодневный фестиваль-погружение в творчество художника и поэта-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова.
Вторая линия посвящена современной музыке — академической, электронной и популярной. Все сотрудники творческого отдела — искушённые слушатели, и поэтому в Арсенале часто звучат довольно уникальные вещи: от экстремального японского джаза до изысканного минимализма.
Ещё одно направление — просветительское. Сюда входят курсы лекций по истории искусства, философии и культурологии, ридинги современной поэзии и параллельные программы к выставкам.
Важное направление — медиатека, архив и издательская программа. В Арсенал всегда можно прийти почитать о современном искусстве, архитектуре, фотографии, полистать альбомы и каталоги — все это доступно в обширном фонде медиатеки. А на нашем YouTube-канале можно найти архив с видеодокументацией лекций, артист-токов, концертов, а также фильмы, созданные в рамках проектов Арсенала, например, работу Дмитрия Степанова «Горький. Модернизм».
И, конечно, у Арсенала есть собственный архив, который собирают мои коллеги, чтобы зафиксировать историю и деятельность музея.
Зачем музею события?
Современному искусству свойственна мультижанровость, междисциплинарность: художники для реализации своих идей используют очень разные, зачастую полярные практики и технологии, затрагивающие не только визуальность, но и обладающие перформативным, звуковым, литературным измерением.
Музей современного искусства, а Арсенал — именно такой музей, обладает инфраструктурой, позволяющей реализовать более-менее любую художественную задумку. Композиторы и музыканты находят в Арсенале концертный зал, видео-художники — площадку для скринингов, режиссеры — пространство для постановок спектаклей и шоу, гуманитарные исследователи, философы и культурологи — место для дискуссий, а зрители получают возможность стать участниками культурного процесса или просто интересно провести досуг и узнать что то новое.
О важности взаимодействия с сообществами
Цель Арсенала — быть пространством художественной коммуникации для развития человека и территории, и работа с сообществами является важной частью этой концепции. Среди наших партнеров — университеты, объединения художников, образовательные проекты, культурные миссии. Находя совместные точки пересечения или общие интересы, мы предлагаем новый, расширенный взгляд на то или иное явление: например, проект «Нижний Новгород: попытка современного описания», сделанный совместно с журналом «Неприкосновенный запас» в рамках выставки «Музей великих надежд», или лекционный цикл о визуальной истории как одном из направлений современного гуманитарного знания.
Как сделать проект?
Все идеи внутри Арсенала обсуждаются коллективно, и если мы приходим к общему мнению, то проект запускается. Но чтобы дойти до конца, нужно пройти много этапов — готовить презентации, писать гранты и заявки, искать финансирование, заключать договоры, формулировать технические задания, придумывать, как рассказать о нем зрителям. Во всех проектах очень важна коммуникация с участниками, партнерами и коллегами.
Есть и техническая сторона: инженерия, сбор оборудования, света и многое другое, что всякий раз требует специальных решений коллег из других отделов. В среднем, большие проекты мы начинаем готовить за год-полтора, а реализуем за один-два месяца. После этого все случается, если не наступает пандемия.
О проекте «Ночь светла», онлайн променад-шоу на музейную ночь
Идея провести онлайн-прогулку по городу с фонарем появилась внезапно, когда на одном из совещаний наш коллега Александр Комаров предложил сделать на «Ночь музеев» то, что интересно нам самим прежде всего. В разгар самоизоляции всем больше всего хотелось совершить прогулку. К 16 мая все уже соскучились по живому пространству. Люди два месяца сидели дома, улицы были пустые, двери заведений закрыты — в общем, тишина и никакой деловой, культурной, развлекательной жизни. Мы дополнили свое желание пройтись и посмотреть на город рассказом о том, что в нем происходит в пандемию, с одной стороны, и, с другой стороны, зафиксировали то, что в нем происходило 5-10-15, а иногда и 100 лет назад, отметив произведения уличного искусства, архитектуру, ландшафты, поговорив с художниками, критиками, экскурсоводами — выстроив, таким образом, своеобразный культурный путеводитель по Нижнему Новгороду.
Можно сказать, что это сработало и для нас как музея, и для наших зрителей, и даже для культурной ситуации в городе в целом. Проект вызвал довольно много отзывов, переживаний и критики.
Сейчас видео «Ночь светла» можно посмотреть на YouTube, а скоро мы планируем выпустить клип на песню Алексея Шмурака «Красиво», которая так полюбилась многим зрителям и участникам.
Максим Никонов, начальник административно-хозяйственного отдела
Как устроен административно-хозяйственный отдел?
Административно-хозяйственный отдел — самый большой отдел в Арсенале. И поскольку мы занимаемся довольно широким кругом вопросов, обязанности в отделе распределены между секторами. Сектор технического обслуживания занимается отоплением, тепловодоснабжением и электрообеспечением здания. Сектор локальных сетей курирует компьютерное обеспечение и серверы. Также есть сектор пожарной безопасности, охраны труда, ГО и ЧС. А еще сектор безопасности, служба клининга, сотрудники гардероба и водитель.
Наш отдел так или иначе принимает участие практически во всех процессах, происходящих в Арсенале. Помимо того, что уже называлось, мы обеспечиваем сотрудников хозяйственными вещами, канцтоварами, различными расходными материалами. Участвуем в погрузке и выгрузке экспонатов, монтаже и демонтаже выставочных конструкций. Регулярно готовим пространства под события, помогаем коллегам переставить мебель в кабинете или перенести предметы.
Каковы особенности работы в историческом здании?
Поскольку центр современного искусства находится в историческом здании — объекте культурного наследия федерального значения — это накладывает на нас определенные ограничения и обязательства по сохранению здания Арсенала. Например, ремонт и реставрация фасада, кирпичных стен, плитки, деревянных дверей — всего того, что представляет собой охраняемый объект — не может производиться никем, кроме реставраторов с лицензией, причем по согласованию.
Мы же занимаемся поддержанием и текущим ремонтом других вещей, которые напрямую к охраняемым объектам не относятся. Здесь важно вспомнить, что когда Арсенал реставрировался и приспосабливался под нужды центра современного искусства, в конструкцию здания добавили много новых элементов: металлические балки, потолки, опоры. Был вырыт новый подвал, на мансардах смонтировали офисные помещения. Текущий ремонт нововведений современности мы осуществляем своими собственными силами либо сотрудничаем с подрядными организациями.
Как поддерживать жизнь здания на самоизоляции?
Режим самоизоляции был введен довольно внезапно для всех нас. Надо сказать, что Министерство культуры, коллеги из Пушкинского музея (справка: ГЦСИ в Нижнем Новгороде (Арсенал) с января 2020 входит в состав ГМИИ им. А. С. Пушкина) и наше руководство оперативно среагировали на ситуацию, и Арсенал для посещения гостями закрылся 18 марта. С этого момента мы начали готовиться к работе в новом режиме, и уже 1 апреля, когда в Нижегородской области был введен режим самоизоляции, наш отдел перешел на удаленную работу.
Первым делом мы организовали круглосуточное дежурство инженерного контингента, чтобы проверять и обеспечивать функционирование всех систем в Арсенале. Переформатировалась служба уборки: сотрудники стали выходить в ограниченном режиме и проводить противовирусные мероприятия. В общем, поскольку здание сейчас эксплуатируется гораздо меньше, мы работаем в режиме поддержания — убираем то, что накапливается, и следим, чтобы Арсенал не зарастал мхом и паутиной. А еще мы помыли окна.
Ани Кобалян, ведущий специалист отдела по связям с общественностью
Как устроен PR-отдел Арсенала?
PR отдел связывает публику и музей, делая более доступным продукт, который создается в Арсенале. Работая и со зрителями, и с искусством, мы находимся на обоих фронтах и при этом создаем что-то свое: адаптируем, освещаем и сопровождаем все проекты Арсенала.
Сейчас в отделе четыре позиции: руководитель и трое сотрудников, которые отвечают за отдельные блоки — СМИ, соцсети и типографию. Поскольку я занимаюсь соцсетями, расскажу более подробно именно об этой части.
В чем особенность соцсетей в музее?
Соцсети музея представляют собой открытую, демократичную, душевную площадку для общения со зрителями. Мы общаемся каждый день без перерыва по всем проектам и задачам музея: от выставок и событий до новых поступлений в медиатеку и музейный магазин. Обо всем этом должен знать, любить и стараться голосом всего Арсенала высказываться SMM-специалист.
Надо сказать, что для сотрудника музея это дает очень интересную перспективу — видеть то же, что и зрители. Они совершенно разные, разных возрастных и социальных категорий, но их всех объединяет действующий или потенциальный интерес к Арсеналу.
Что такое Арсенал.Онлайн?
Арсенал.Онлайн — это прекрасная возможность увидеть результаты той работы, которая была проведена до пандемии. Конечно, наши соцсети были готовы к самоизоляции, но ничего бы не получилось, если бы к Арсенал.Онлайн не подключилась вся творческая команда музея и многие сотрудники, которые по своему косвенному функционалу не причастны к производству контента. Например, Максим Никонов прекрасно проявил себя в рубрике #темвременемвАрсенале и на «Ночи музеев», когда он фактически стал нашим мобильным репортером. Ксения Ануфриева почти каждую неделю радовала нас своими «Музыкальными историями о современном искусстве» и провела уникальный авторский проект «Новая акусматика». Выставочный отдел рассказывал о героях нижегородской художественной сцены, а культурно-просветительский отдел создавал игры, тесты и проводил онлайн-мастерские «Арсенал + Семья». В итоге, помимо роли проводника между офлайн-проектами Арсенала и зрителями, соцсети превратились в одну из основных площадок для новых проектов музея.
Для всей команды и особенно для нас, пиарщиков, это означало одно — больше работы. Социальные медиа Арсенала были активны и до карантина, но с началом Арсенал.Онлайн они стали насыщаться уникальным контентом, который выпускался и продолжает выпускаться каждый день. Ну и самое важное: почти сразу после введения режима самоизоляции мы смогли подготовить виртуальный тур по экспозиции и провести вернисаж выставки, которая не успела открыться.
О внутреннем PR
В конце хочу сказать, что PR — это не только про связь музея и зрителей. Это еще и про внутренние отношения в коллективе. Сейчас мы с ностальгией вспоминаем, как часами совещались в Zoom, как поздравляли нашего директора, Анну Марковну Гор, с днем рождения, как провели онлайн «Ночь музеев», которая аккумулировала весь накопленный опыт за время двухмесячного существования Арсенал.Онлайн, подключила всю команду к этому огромному онлайн-проекту и показала сплоченность сотрудников, несмотря на мнения и расстояния, что нас разделяли.
Самоизоляция дала возможность по-новому взглянуть на нашу деятельность, позволила перестроить свой функционал. Когда физически музея нет рядом, создать дух, атмосферу и понимание того, что Арсенал есть — такова была и остается естественная и основная задача Арсенал.Онлайн.
Комментарии (0)