18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Музей в эпоху пандемии: как работал Арсенал на самоизоляции

17 июля Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде вновь откроет свои двери для посетителей после четырех месяцев работы в самоизоляции. По этому случаю сотрудники Арсенала рассказали «НН.Собака.ru» о работе музея и поделились воспоминаниями, как они провели карантин.

Часть 2: Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов, 
Максим Никонов, Начальник административно-хозяйственного отдела,
Ани Кобалян, ведущий специалист отдела по связям с общественностью

Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов

Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов

Александр Курицын, начальник отдела творческих проектов

Чем занимается отдел творческих проектов?

Отдел творческих проектов занимается продюсированием событий, нацеленных на знакомство наших зрителей с современным искусством и культурой. Они создаются специально для Арсенала, существуют в формате «здесь и сейчас», то есть их нельзя повторить или вернуться к ним вновь как на выставку или репертуарный спектакль. Основная ценность таких проектов — в непосредственном присутствии и живом взаимодействии художников и зрителей. Тем не менее все события фиксируются, и некоторые можно найти на наших интернет-площадках или в изданиях.

Если говорить о конкретных форматах, то это фестивали, концерты, кинопоказы, лекции, резиденции художников, театральные постановки. Все они происходят чаще всего в левом крыле Арсенала, но иногда и вне его стен — во дворе музея или непосредственно в городском пространстве, как например, опен-эйры или экскурсии (сейчас все события Арсенала временно перешли в онлайн из-за пандемии).

Какие направления есть в отделе?

Мы работаем на несколько фронтов, стараясь участвовать и в художественной, и в музыкальной, и в образовательной жизни города и мира. Есть несколько важных линий.

Первая связанна с фестивалями и крупными событиями. Каждый год в Арсенале проходит фестиваль текстов об искусстве «Вазари», кинофестивали (например, «Висла» или «Большой фестиваль мультфильмов»), а также различные ситуативные акции, посвящённые важным феноменам или фигурам современного искусства — «День жизни в Баухаусе» или запланированный на 2021 год однодневный фестиваль-погружение в творчество художника и поэта-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова. 

Вторая линия посвящена современной музыке — академической, электронной и популярной. Все сотрудники творческого отдела — искушённые слушатели, и поэтому в Арсенале часто звучат довольно уникальные вещи: от экстремального японского джаза до изысканного минимализма.

Ещё одно направление — просветительское. Сюда входят курсы лекций по истории искусства, философии и культурологии, ридинги современной поэзии и параллельные программы к выставкам.

Важное направление — медиатека, архив и издательская программа. В Арсенал всегда можно прийти почитать о современном искусстве, архитектуре, фотографии, полистать альбомы и каталоги — все это доступно в обширном фонде медиатеки. А на нашем YouTube-канале можно найти архив с видеодокументацией лекций, артист-токов, концертов, а также фильмы, созданные в рамках проектов Арсенала, например, работу Дмитрия Степанова «Горький. Модернизм».

И, конечно, у Арсенала есть собственный архив, который собирают мои коллеги, чтобы зафиксировать историю и деятельность музея.

Зачем музею события?

Современному искусству свойственна мультижанровость, междисциплинарность: художники для реализации своих идей используют очень разные, зачастую полярные практики и технологии, затрагивающие не только визуальность, но и обладающие перформативным, звуковым, литературным измерением.

Музей современного искусства, а Арсенал — именно такой музей, обладает инфраструктурой, позволяющей реализовать более-менее любую художественную задумку. Композиторы и музыканты находят в Арсенале концертный зал, видео-художники — площадку для скринингов, режиссеры — пространство для постановок спектаклей и шоу, гуманитарные исследователи, философы и культурологи — место для дискуссий, а зрители получают возможность стать участниками культурного процесса или просто интересно провести досуг и узнать что то новое.

О важности взаимодействия с сообществами

Цель Арсенала — быть пространством художественной коммуникации для развития человека и территории, и работа с сообществами является важной частью этой концепции. Среди наших партнеров — университеты, объединения художников, образовательные проекты, культурные миссии. Находя совместные точки пересечения или общие интересы, мы предлагаем новый, расширенный взгляд на то или иное явление: например, проект «Нижний Новгород: попытка современного описания», сделанный совместно с журналом «Неприкосновенный запас» в рамках выставки «Музей великих надежд», или лекционный цикл о визуальной истории как одном из направлений современного гуманитарного знания.

Как сделать проект?

Все идеи внутри Арсенала обсуждаются коллективно, и если мы приходим к общему мнению, то проект запускается. Но чтобы дойти до конца, нужно пройти много этапов — готовить презентации, писать гранты и заявки, искать финансирование, заключать договоры, формулировать технические задания, придумывать, как рассказать о нем зрителям. Во всех проектах очень важна коммуникация с участниками, партнерами и коллегами.

Есть и техническая сторона: инженерия, сбор оборудования, света и многое другое, что всякий раз требует специальных решений коллег из других отделов. В среднем, большие проекты мы начинаем готовить за год-полтора, а реализуем за один-два месяца. После этого все случается, если не наступает пандемия.

О проекте «Ночь светла», онлайн променад-шоу на музейную ночь

Идея провести онлайн-прогулку по городу с фонарем появилась внезапно, когда на одном из совещаний наш коллега Александр Комаров предложил сделать на «Ночь музеев» то, что интересно нам самим прежде всего. В разгар самоизоляции всем больше всего хотелось совершить прогулку. К 16 мая все уже соскучились по живому пространству. Люди два месяца сидели дома, улицы были пустые, двери заведений закрыты — в общем, тишина и никакой деловой, культурной, развлекательной жизни. Мы дополнили свое желание пройтись и посмотреть на город рассказом о том, что в нем происходит в пандемию, с одной стороны, и, с другой стороны, зафиксировали то, что в нем происходило 5-10-15, а иногда и 100 лет назад, отметив произведения уличного искусства, архитектуру, ландшафты, поговорив с художниками, критиками, экскурсоводами — выстроив, таким образом, своеобразный культурный путеводитель по Нижнему Новгороду.

Можно сказать, что это сработало и для нас как музея, и для наших зрителей, и даже для культурной ситуации в городе в целом. Проект вызвал довольно много отзывов, переживаний и критики.

Сейчас видео «Ночь светла» можно посмотреть на YouTube, а скоро мы планируем выпустить клип на песню Алексея Шмурака «Красиво», которая так полюбилась многим зрителям и участникам.

Максим Никонов, начальник административно-хозяйственного отдела

Максим Никонов, начальник административно-хозяйственного отдела

Максим Никонов, начальник административно-хозяйственного отдела

Как устроен административно-хозяйственный отдел?

Административно-хозяйственный отдел — самый большой отдел в Арсенале. И поскольку мы занимаемся довольно широким кругом вопросов, обязанности в отделе распределены между секторами. Сектор технического обслуживания занимается отоплением, тепловодоснабжением и электрообеспечением здания. Сектор локальных сетей курирует компьютерное обеспечение и серверы. Также есть сектор пожарной безопасности, охраны труда, ГО и ЧС. А еще сектор безопасности, служба клининга, сотрудники гардероба и водитель.

Наш отдел так или иначе принимает участие практически во всех процессах, происходящих в Арсенале. Помимо того, что уже называлось, мы обеспечиваем сотрудников хозяйственными вещами, канцтоварами, различными расходными материалами. Участвуем в погрузке и выгрузке экспонатов, монтаже и демонтаже выставочных конструкций. Регулярно готовим пространства под события, помогаем коллегам переставить мебель в кабинете или перенести предметы.

Каковы особенности работы в историческом здании?

Поскольку центр современного искусства находится в историческом здании — объекте культурного наследия федерального значения — это накладывает на нас определенные ограничения и обязательства по сохранению здания Арсенала. Например, ремонт и реставрация фасада, кирпичных стен, плитки, деревянных дверей — всего того, что представляет собой охраняемый объект — не может производиться никем, кроме реставраторов с лицензией, причем по согласованию.

Мы же занимаемся поддержанием и текущим ремонтом других вещей, которые напрямую к охраняемым объектам не относятся. Здесь важно вспомнить, что когда Арсенал реставрировался и приспосабливался под нужды центра современного искусства, в конструкцию здания добавили много новых элементов: металлические балки, потолки, опоры. Был вырыт новый подвал, на мансардах смонтировали офисные помещения. Текущий ремонт нововведений современности мы осуществляем своими собственными силами либо сотрудничаем с подрядными организациями.

Как поддерживать жизнь здания на самоизоляции?

Режим самоизоляции был введен довольно внезапно для всех нас. Надо сказать, что Министерство культуры, коллеги из Пушкинского музея (справка: ГЦСИ в Нижнем Новгороде (Арсенал) с января 2020 входит в состав ГМИИ им. А. С. Пушкина) и наше руководство оперативно среагировали на ситуацию, и Арсенал для посещения гостями закрылся 18 марта. С этого момента мы начали готовиться к работе в новом режиме, и уже 1 апреля, когда в Нижегородской области был введен режим самоизоляции, наш отдел перешел на удаленную работу.

Первым делом мы организовали круглосуточное дежурство инженерного контингента, чтобы проверять и обеспечивать функционирование всех систем в Арсенале. Переформатировалась служба уборки: сотрудники стали выходить в ограниченном режиме и проводить противовирусные мероприятия. В общем, поскольку здание сейчас эксплуатируется гораздо меньше, мы работаем в режиме поддержания — убираем то, что накапливается, и следим, чтобы Арсенал не зарастал мхом и паутиной. А еще мы помыли окна.

Ани Кобалян, Специалист по PR

Ани Кобалян, Специалист по PR 

Ани Кобалян, ведущий специалист отдела по связям с общественностью

Как устроен PR-отдел Арсенала?

PR отдел связывает публику и музей, делая более доступным продукт, который создается в Арсенале. Работая и со зрителями, и с искусством, мы находимся на обоих фронтах и при этом создаем что-то свое: адаптируем, освещаем и сопровождаем все проекты Арсенала.

Сейчас в отделе четыре позиции: руководитель и трое сотрудников, которые отвечают за отдельные блоки — СМИ, соцсети и типографию. Поскольку я занимаюсь соцсетями, расскажу более подробно именно об этой части.

В чем особенность соцсетей в музее?

Соцсети музея представляют собой открытую, демократичную, душевную площадку для общения со зрителями. Мы общаемся каждый день без перерыва по всем проектам и задачам музея: от выставок и событий до новых поступлений в медиатеку и музейный магазин. Обо всем этом должен знать, любить и стараться голосом всего Арсенала высказываться SMM-специалист.

Надо сказать, что для сотрудника музея это дает очень интересную перспективу — видеть то же, что и зрители. Они совершенно разные, разных возрастных и социальных категорий, но их всех объединяет действующий или потенциальный интерес к Арсеналу.

Что такое Арсенал.Онлайн?

Арсенал.Онлайн — это прекрасная возможность увидеть результаты той работы, которая была проведена до пандемии. Конечно, наши соцсети были готовы к самоизоляции, но ничего бы не получилось, если бы к Арсенал.Онлайн не подключилась вся творческая команда музея и многие сотрудники, которые по своему косвенному функционалу не причастны к производству контента. Например, Максим Никонов прекрасно проявил себя в рубрике #темвременемвАрсенале и на «Ночи музеев», когда он фактически стал нашим мобильным репортером. Ксения Ануфриева почти каждую неделю радовала нас своими «Музыкальными историями о современном искусстве» и провела уникальный авторский проект «Новая акусматика». Выставочный отдел рассказывал о героях нижегородской художественной сцены, а культурно-просветительский отдел создавал игры, тесты и проводил онлайн-мастерские «Арсенал + Семья». В итоге, помимо роли проводника между офлайн-проектами Арсенала и зрителями, соцсети превратились в одну из основных площадок для новых проектов музея.

Для всей команды и особенно для нас, пиарщиков, это означало одно — больше работы. Социальные медиа Арсенала были активны и до карантина, но с началом Арсенал.Онлайн они стали насыщаться уникальным контентом, который выпускался и продолжает выпускаться каждый день. Ну и самое важное: почти сразу после введения режима самоизоляции мы смогли подготовить виртуальный тур по экспозиции и провести вернисаж выставки, которая не успела открыться.

О внутреннем PR

В конце хочу сказать, что PR — это не только про связь музея и зрителей. Это еще и про внутренние отношения в коллективе. Сейчас мы с ностальгией вспоминаем, как часами совещались в Zoom, как поздравляли нашего директора, Анну Марковну Гор, с днем рождения, как провели онлайн «Ночь музеев», которая аккумулировала весь накопленный опыт за время двухмесячного существования Арсенал.Онлайн, подключила всю команду к этому огромному онлайн-проекту и показала сплоченность сотрудников, несмотря на мнения и расстояния, что нас разделяли.

Самоизоляция дала возможность по-новому взглянуть на нашу деятельность, позволила перестроить свой функционал. Когда физически музея нет рядом, создать дух, атмосферу и понимание того, что Арсенал есть — такова была и остается естественная и основная задача Арсенал.Онлайн.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: