17 июля Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде вновь откроет свои двери для посетителей после четырех месяцев работы в самоизоляции. По этому случаю сотрудники Арсенала рассказали «НН.Собака.ru» о работе музея и поделились воспоминаниями, как они провели карантин.
Часть 1: Алиса Савицкая, начальник отдела выставочных проектов
и Ирина Гогина, главный хранитель
Алиса Савицкая, начальник отдела выставочных проектов
Как делаются выставки в Арсенале?
Выставки в Арсенале не существуют сами по себе. Сначала мы формулируем общий образ выставочного года: о чем мы бы хотели говорить, что показывать, как откликаться на запросы наших зрителей. Затем под этот образ уже подбираем конкретные выставочные проекты - одни придумываем сами, другие делаем вместе с партнерами или берем уже готовые выставки, которые видели в музеях Москвы и других городов.
Наши зрители видят только две точки большого выставочного процесса: идею проекта и его финальное воплощение. Однако для нас это огромная работа: поиск партнеров и подрядчиков, отбор произведений, разработка дизайна экспозиции своими силами или совместно с приглашенными архитекторами, составление всех необходимых документов, написание текстов.
Непосредственный монтаж экспозиции в пространстве - это отдельная часть жизни любого «выставочника». Монтаж — это и стройка временных конструкций в залах, и распределение экспонатов по пространству, и установка света. Здесь смешиваются технические и творческие задачи, малейшая деталь - например, яркость лампы или разновидность крепления - может повлиять на образ и восприятие выставки.
Как работают куратор и весь выставочный отдел сейчас?
Мы проводим глобальную ревизию наших выставочных планов. Проверяем каждый проект на «прочность»: одни ставим в приоритет, другие сдвигаем на более поздние сроки, некоторые просто отменяем ввиду их неактуальности или неосуществимости в нынешних новых условиях. В список того, что обязательно должно остаться в программе следующего года, у нас попала, например, выставка из коллекции Московского музея современного искусства и проект Йоко Оно.
Что происходит с выставками, которые находятся в Арсенале сейчас?
За закрытыми дверями Арсенала находятся два проекта: новая видеоинсталляция нижегородской арт-группы «Провмыза» и выставка военных фотографий из коллекции Мультимедиа Арт Музея «Территория Победы». Известие о закрытии Арсенала в связи с пандемией пришло ровно в день вернисажа, поэтому мы решили продлить выставку, чтобы наши зрители успели увидеть ее вживую. Посещение выставок точно будет безопасным: в экспозициях просторно, уборка проводится регулярно. Сожалеть приходится только о модулях для слепых и слабовидящих — в связи с новыми правилами мы будем вынуждены пока отказаться от плееров и наушников с тифлокомментариями.
Ирина Гогина, главный хранитель
Что делает хранитель в музее?
Хранитель отвечает за экспонаты, находящиеся на временном хранении. Поскольку у Арсенала нет собственной коллекции, все произведения мы «одалживаем» для показа у наших партнеров, художников и коллекционеров. Задача хранителя — создать наиболее благоприятные и безопасные для экспонатов условия, чтобы вернуть владельцу вещи в таком же состоянии, в котором мы их получили. Необходимо следить за климатом в выставочных залах, продумать крепления, правильно выставить свет и разместить наиболее хрупкие предметы так, чтобы избежать их физического контакта со зрителями.
Не менее важно и правильное документальное оформление всех поступивших экспонатов. Хранитель отвечает за то, чтобы все произведения были правильно описаны, занесены в акты приема и обязательно фигурировали в специальных книгах учета.
Особенность работы хранителя в Арсенале заключается в том, что он также принимает непосредственное участие в организации выставок: ведет переговоры с контрагентами, оформляет договоры и страховку экспонатов, организует транспортировки.
Обычные курьеры нам не подходят, поэтому мы сотрудничаем с компаниями, которые специализируются на работе с произведениями искусства. Во всех фургонах должен быть климат-контроль, а сотрудники - обладать широким функционалом: водителя, монтажника и упаковщика. Когда работы приезжают, мы их торжественно распаковываем, осматриваем сохранность (все записываем и фотографируем) и, наконец, монтируем. Это большая командная работа, объединяющая несколько отделов Арсенала.
С открытием выставки начинают работать смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители не нарушали правила посещения Арсенала. Однако работа хранителя на этом не заканчивается. Каждый день мы проверяем экспозицию, поддерживаем необходимые климатические условия. Идеальные показатели для экспонирования — температура +18…+20 °С и влажность 50-55 %.
Как следить за экспозицией в самоизоляции?
Формально сектор хранения продолжает работать и на самоизоляции. Поскольку в Арсенале сейчас находится выставка «Территория Победы», мы регулярно снимаем показания температуры и влажности, приезжаем проверять состояние экспозиции.
К тому же самоизоляция предоставила отличную возможностью повысить свои знания в профессиональной области. Чтение специализированной литературы и просмотры вебинаров — то, на что в обычном режиме работы катастрофически не хватало времени.
Комментарии (0)