За полтора года эти ребята превратили полузакрытое учреждение, о котором знали лишь профессионалы, в модное место. Теперь сюда приходят пилить рилзы с актуальных выставок, слушать лекции об архитектуре и пить вкусные рафы. А еще работать в коворкинге, учиться в Архшколе и, конечно, наблюдать первоклассные виды на Волгу. И во всем виновата она – команда Дома архитектора: Зоя Рюрикова, Ирина Мизгирёва, Марина Родионычева, Андрей Быков, Анна Феоктистова, Валерия Громова, Вера Просвирнина, Екатерина Карзанова.
Сколько сил потребовалось для перезагрузки?
Много. Жаль, что силометра под рукой нет. Дом Архитектора был ориентирован только на профессиональное сообщество. В какой-то момент и архитекторы стали реже здесь бывать, и Дом перешел в режим энергосбережения. А потом в нем стали появляться люди с сильной энергией и непреодолимой потребностью ею делиться. Когда Марина Ракова заняла место министра градостроительной деятельности, а Зоя Рюрикова стала председателем Нижегородского отделения Союза архитекторов России, они объединили свои идеи и ресурсы и запустили процесс.
Сначала мы занимались смысловой перезагрузкой: кому нужен Дом архитектора, какие у него срочные и стратегические задачи. Было много встреч, обсуждений с архитекторами, креативщиками, людьми искусства, культурологами, представителями музейной набережной и Арсенала.
Дальше этап новых архитектурных идей. Изначально созданием Дома занимались более десяти архитекторов: кто-то проектировал фасады, кто-то интерьеры, а кто-то двигал процесс в кабинетах власти. Мы повторили историю и собрали шесть команд, которые предложили свои концепции этажей, подвала, дворика. Ими стали Архитектурное бюро DA, Mish-studio, «Гора», Fruit Design, основатели проекта a.kvartirnik.
Для кого и для чего сейчас существует Дом Архитектора?
Это место для всех, кто интересуется архитектурой.
Мы хотим сделать музей в Доме. Планируем в сентябре открыть постоянную экспозицию об архитектуре города, начнем с новейшей истории и постмодернизма. Затем дополним историей модернизма и конструктивизма.
Дом репрезентует Нижний Новгород, его прошлое, настоящее и будущее через архитектурное творчество. С одной стороны, это теплое и уютное место, а с другой – это имидж и статус города, поэтому важно соблюдать баланс.
Что нового появилось после реконструкции, а что важно было сохранить?
Нужно было адаптировать Дом под современные запросы и подчеркнуть достоинства, например лучший вид на Волгу. Мы сохранили все опорное: планировку, стены, потолки, люстру и японский плющ, которому в следующем году исполнится 50 (!) лет. Изменения коснулись инженерных сетей, мебели, аксессуаров. Появился уютный внутренний дворик, где можно и поработать, и просто попить кофе. Прошлым летом мы его тестировали на разные активности: устраивали музыкальные капустники, диджей-сеты, йога, кино. Из старого нового – запустили Архшколу.
Как решаете, какие события нужно проводить, а какие нет?
Наши мероприятия вдохновлены видами на Волгу, красивым ландшафтом, историей города, это наша ниша. Мы рассказываем не только об искусстве, достижениях строительной сферы, но и о проблемах людей, например с ограниченными возможностями. Благотворительность имеет в городе глубокие корни, поэтому это тоже наша тема. Мы обсуждаем каждое мероприятие, насколько оно соответствует нашим целям, и часто бывают жаркие споры.
Заниматься архитектурой сейчас модно?
Одна из задач – повысить статус архитекторов. Наши просветительские проекты стали посещать люди, которые слабо представляют эту профессию. Мы очень хотим, чтобы как можно больше талантливой молодежи выбирало ее делом жизни.
Бизнес-проект или все-таки общественное пространство?
Это не государственное учреждение, но очень важно, чтобы Дом окупал сам себя, справлялся с высокими коммунальными платежами. Вся коммерческая деятельность направлена на это. Сейчас благодаря грантам и партнерам большинство мероприятий у нас открытые и бесплатные.
Текст: Анастасия Кормщикова
Фото: Оксана Шверницкая
Комментарии (0)