Медиа-арт поистине можно считать всепоглощающим. Он захватывает слух, зрение и душу, открывая новые и новые ощущения. О том, что идет раньше идея или воплощение, эмоция или смысл, искусство или технологии НН.Собака.ru рассказали продюсер международной студии Sila Sveta Кира Погудаева и арт-директор международной студии Sila Sveta Екатерина Коновалова, представившие в Нижнем инсталляцию «Навстречу друг другу».
Медиа-арт — это не только техническое оснащение экспозиций. Это своеобразное высказывание художника. Как проецируется идея и замысел автора через каждую работу?
Катя: Когда медиаискусство зарождалось, людям было достаточно наблюдать простые паттерны - они завораживали, казались им интересными. Но с развитием насмотренности зрителя его стало все сложнее удивлять. Медиахудожники, как и художники более ранних направлений искусства, начали размышлять о том, как можно показать свою идею и раскрыть ее медиа-инструментами. Они начали осмыслять, что такое образ, как его можно подать и в чем он заключается. В общем, стали сложнее мыслить, развивать идейную составляющую в своих проектах.
Экспозиция – это сначала идея, а затем уже ее реализация через механические инструменты, или наоборот: сначала формируется именно машина. Что будет первичным и всегда ли есть возможность создать лазер именно под конкретную идею и экспозицию?
Кира: Все ответят, что сначала возникает идея, смысл, а уже потом реализация. Но на самом деле, очень часто в процессе каких-то разработок получается классный технический эффект. Начинаешь задумываться: «Круто было бы его использовать в наших дальнейших проектах!». Вы уже берете этот эффект за основу, развиваете его, и получается некая симпатичная штучка. Потом начинаете насаждать ее некими глубинными смыслами, создавать сценарий, придумывать нарратив. Это всегда, мне кажется, работает в две стороны.
Екатерина Коновалова
арт-директор международной студии Sila Sveta
Большую роль в экспозиции играет интерпретация зрителя
На выставке «Навстречу друг другу» за самой идеей отношений людей было увлекательно наблюдать за представленными машинами. Они были похожи на необычных роботов из будущего! Это тоже продумывается: внешний вид самих лазеров, которые используются в медиа-арте?
Кира: Мы сами были в шоке, насколько человечны эти роботы. Команде, которая занималась программированием, удалось передать человеческие эмоции в огромных полуторатонных машинах. Этому очень способствовали движения, музыка, которую мы написали, свет, дым - общее взаимодействие. Роботов удалось наделить человеческой природой машин.
Это тоже часть задумки или такой эффект получился сам?
Кира: Нет, это была часть задумки.
Катя: Большую роль играет интерпретация зрителя. Многие зрители писали, что звуки, при которых поворачиваются роборуки, напоминают им не людей, а каких-то существ. Но при этом роботы были человечны, история понятна.
Так с любой экспозицией в «Цехе» происходит, поскольку само темное пространство настраивает, обволакивает эта атмосфера. Воздействие света и звука мозг меняет, переворачивает восприятие.
Катя: Про пространство цеха согласна. Еще есть такое понятие, как «белый купол» внутри музеев современного искусства - это идеально белые стены, в которых ты мог бы абстрагироваться. Если поставить в белых стенах стул, он воспринимается как продукт современного искусства. А ЦЕХ - это инверсия: он не белый, а черный. Когда там создаешь инсталляцию, основанную на свете, зритель максимально погружается в атмосферу и концентрируется именно на таком продукте, как свет. Это интересно.
В Нижнем Новгороде зрители правильно интерпретируют и понимают медиаискусство? К нам оно пришло относительно недавно, но его популярность возрастает. Можно ли сказать, что Нижний стал какой-то отправной точкой, и люди не просто приходят что-то новое поглядеть, а целенаправленно идут на экспозицию, в каждой пытаются найти что-то свое?
Катя: У всех своя точка входа в современное искусство, и важно последовательное знакомство зрителя с разного рода инсталляциями. «Цех» справляется с этой задачей и, безусловно, популяризирует медиаискусство. Возможно, сначала у человека что-то вызовет отторжение, он покритикует, ему не понравится, а что-то наоборот понравится. И через этот путь он сможет заинтересоваться этим видом искусства. Конечно да, он популяризует довольно сложный минималистичный медиа-арт, который понимают не все. Например, сколько я ни работаю в «Sila Sveta», мои родители не всегда понимают, чем я занимаюсь.
Почему Вам стало это интересно?
Катя: Я раньше довольно долго занималась графическим дизайном, и в какой-то момент мне захотелось чего-то…другого. Хотелось приложить свои навыки к какой-то другой плоскости. Существует такой фестиваль - Outline. Я увидела там работы классной команды «404.zero», они в пространстве «Цех» тоже организовывали инсталляции. Меня их труды впечатлили. Я начала думать, куда можно пойти, кто мне может рассказать, как работать и развиваться в этом направлении. Я пришла в «Sila Sveta», они меня взяли, с этого и начался путь.
Это был выход за грань своего комфорта?
Катя: Мне кажется, что выход из зоны комфорта - это нормальное состояние человека, если он делает что-то новое. А в «Sila Sveta» мы делаем что-то новое всегда. Выдаем какой-то результат. И каждый, кто приходил в силу света, сталкивался с долгим периодом адаптации. Каждый из нас со слезами на глазах в течение 3 месяцев/полугода выходил с работы и говорил: «Господи, я ничего не понимаю. Меня уволят. Мне кажется, я делаю дурацкий дизайн, он никому не нравится». Но потом все образовывается.
Кира Погудаева
продюсер международной студии Sila Sveta
То что мы делаем - искусство
«Sila Sveta» – это больше про искусство или все-таки технологическое оснащение?
Кира: То что мы делаем - искусство, часть его – это технологическое оснащение.
Как рождается инсталляция и происходит создание работы?
Катя: Как появилась работа «На встречу друг другу»: Александр Ус, наш директор, говорит: «Слушайте, ребят, нам нужно сделать выставку, нас пригласил ЦЕХ. У нас есть роборуки, давайте что-нибудь придумаем». И мы начали думать и вспомнили про слияние двух рек. То, как эти две руки сливаются, вдохновило нашего КД на эту идею. Дальше мы ее начали дизайнерски и технологично оснащать, развивать.
Кира: Нам очень важна привязка к чему-то. Например, когда мы создавали эту инсталляцию, мы ее изначально должны были делать в пакгаузах на стрелке, на слиянии двух рек. И это слияние двух рек было отправной точкой в создании креативной концепции.
Как медиа-арт влияет на общий уровень культуры в городе, в частности в Нижнем Новгороде?
Кира: В Нижнем я делала 3 проекта, и очень хочется похвалить Нижний Новгород, в частности команду dreamlaser, которые поставили Нижний Новгород на карту медиаискуства. Фестиваль INTERVALS, который успешно проходит каждый год, являющийся точкой притяжения художников и любителей искусства со всей России – это сила. То, что это не столица, и не вторая столица – это отдельный город со своей городской культурой, со своим социумом – это очень круто и очень приятно нам.
Особенно, когда нас приглашают как художников. Мы видим, что люди стоят в очередях, люди ждут и с интересом на все смотрят - мы видим разницу. В Москве публика избалованная.
Кира: В Нижнем люди с радостью все принимают, всем интересуются. Я слежу за реакцией людей: видно, что некоторые что-то не понимают, но это нормально. Я и сама что-то не понимаю. Но само любопытство, любознательность – это очень круто и лестно нам. Бывает такое, что ты привезешь что-то, а людям это не надо и неинтересно. Люди уже воспитаны тем, что они могут пойти и им будет это интересно, они смогут это обсуждать, подпитываться совершенно другими вещами, которые у них ежедневно не происходят.
Можно ли считать медиа-арт новой вехой в искусстве? За ним будущее?
Кира: Это уже настоящее!
Будет ли это целой эпохой или от классики никуда не убежать?
Кира: Очень хотелось бы, чтобы классика оставалась классикой всегда. Это же фундамент.
Может ли медиа-арт стать классикой современности?
Катя: После появления телевизора люди думали, что исчезнет радио. После появления интернета думали, что исчезнет телевизор. Все осталось на своих местах и заняло свою нишу. Мы рассчитываем, что наша ниша будет существовать еще долго.
Кира: Мы многое черпаем из классических произведений, как ни крути. Это как забывать корни своих родителей. Классика - это основа.
Всегда ли удается воплотить все так, как задумывалось изначально и всегда ли удается донести правильно мысль до зрителя?
Катя: Не всегда удается, но это касается технических возможностей. Где-то не хватает денег, где-то не удается реализовать проект строителям. Но в целом мы стремимся к реализации идеи на все 100%. Бывает такое, что она не всегда сделана идеально.
Удается с этим справиться или всегда остается «осадок» для автора?
Катя: У меня, конечно, всегда остается осадок, и я всегда мечтаю, что инсталляция будет доделана. У нас была инсталляция со звездой, которая поработала 10 минут, и я мечтаю еще ее увидеть. Художник всегда недоволен, я всегда недовольна, но команда всегда выкладывается на полную.
Кира: Добавлю к теме донесения смыслов. Мне нравится, когда смыслы мы не доносим в лоб, а оставляем некое поле для восприятия сугубо личного. Каждый видит то, что он видит.
По поводу реализации: классно, что с некоторыми проектами у нас есть возможность их доработать. Нет предела совершенству, всегда есть куда развиваться. Можно программировать до бесконечности.
Сама инсталляция и ее восприятие от этих усовершенствований как-то меняются?
Катя: Для зрителя это практически незаметно, это понимаем только мы. Например, если раньше что-то работало только с помощью инженера, который сидит на месте, то сейчас нам удается что-то автоматизировать. Или какие-то процессы происходят быстрее и проще после того, как мы провели исследование и адаптировали новые технологии для своих задач. Закрытие собственных гештальтов, чтобы остаться довольным работой и отпустить.
В чем уникальность медиа-арта сейчас в сравнении с остальным искусством: уникальность в его популярности, актуальности, создании каких-то процессов, которые затрагивает этот жанр? Почему это круто, почему оно того стоит, почему стоит это создавать, продумывать каждую инсталляцию и цепляться за смысл, который в ней заложен?
Катя: В современном искусстве художнику важно изучить какую-то проблему и показать ее зрителю через художественный образ или художественные практики, актуализировать ее. Мне кажется, что медиа-арт очень популярен за счет того, что он супер-медийный. Ты всегда можешь сделать красивую сторис, получить свою долю внимания и украсить свой инстаграм. Медиа-арт при этом не уступает другим практикам современного искусства. Он также может рассказывать про какую-то проблему, например проблему дружбы любви и общения, как мы сделали в своей инсталляции. Часто медиа-арт обесценивают тем, что он супер сладкий, супер яркий, супер эффектный, но при этом он может быть классным, сложным и полезным.
ЦЕХ*
tseh.space
Фото предоставлено заказчиком
Комментарии (0)