Цифровизация, гибридный подход, геймификация – это не просто сленг из нового научного сериала на Netflix. Эти термины прочно входят в словарный запас тех, кто решается повысить свой профессиональный уровень или начать с нуля, получив достойное образование, не выходя из дома. Директор по работе с государственными органами власти компании «Нетология» расскажет как.
Почему все начали учиться онлайн?
На высокую популярность онлайн-обучения одновременно повлияло несколько трендов: повсеместная цифровизация, переход многих компаний в удаленный или гибридный режим работы в период пандемии, необходимость быстро освоить новую профессию, которая будет востребована. Сейчас время перемен, люди хотят перестраховаться на счет своей карьеры, чувствовать себя уверенно на рынке труда и обладать лучшими, выделяющими их среди многих других профессионалов, знаниями и навыками.
Преимущество онлайн-образования — возможность обучаться в удобное время и в удобном месте из любой точки мира, получать знания от лучших практиков и экспертов, экономя при этом время.
Надо отметить, что будущее — именно за гибридными форматами, когда онлайн и очное обучение эффективно сосуществуют.
Какие специальности наиболее востребованы в онлайн образовании?
По данным исследования российского рынка онлайн-образования, проведенного «Нетологией», самыми востребованными направлениями в онлайн стали IT-профессии в сфере программирования, управления, аналитики, маркетинга и дизайна — им обучались 2,6 млн человек. На втором месте по популярности — профессии в сфере образования, методической работе, преподаванию, кураторству и продюсированию образовательных проектов (им обучились более 2,2 млн человек).
Можно ли обучиться в сети чему-то прекрасному (искусство, языки, архитектура) или в основном это больше подходит точным наукам (программирование, экономика, аналитика)?
Онлайн-образование подходит для изучения большого количества специальностей. Сегодня каждый желающий может освоить новую профессию не только в сфере IT, но и реализоваться, например, в дизайне, арт-индустрии или кинопроизводстве. У этих программ своя творческая аудитория, людей, кто хочет построить карьеру в креативным секторе или просто отдыхающих от тяжёлых рабочих будней во время такого обучения, чтобы расширить свой кругозор и получить свою порцию «прекрасного».
Чему могут научиться дети онлайн?
Образовательные платформы для детей имеют большое количество программ, и различные цели. Прежде всего, родители вместе с ребенком должны определиться с предметами и навыками, которые хочется освоить, и выбрать программы обучения, исходя из его желаний и потребностей.
Для детей дошкольного возраста наибольшим спросом пользуются курсы с высоким уровнем геймификации: они помогут детям подготовиться к школе, изучать иностранный язык, освоить креативные и IT навыки, например, программирование, которое преподают в игровой форме детям уже с 3х лет.
Иногда люди вынуждены сменить профессию. Какие возможности есть у взрослых, решивших изменить свою жизнь?
Абсолютно все. В последнее время появляется всё больше возможностей для смены профессиональной деятельности в любой сфере. Существует несколько вариантов обучения и переобучения для взрослого человека, выбор которых зависит от персонального запроса к онлайн-образованию.
Дополнительные общеразвивающие программы (ДОП) помогут познакомиться с новой сферой или расширить кругозор в определённой тематике.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО), подойдет для повышения квалификации в конкретной сфере или для профессиональной переподготовки. Такие программы более интенсивные и более объемные, чем ДОП, и направлены конкретно на получения новых профессиональных навыков.
Высшее образование – в онлайн-формате можно изучить бакалаврские и магистерские программы, которые онлайн-платформы готовят совместно с ведущими вузами страны. Например, у нас 9 таких программ в «Нетологии».
Будущее за гибридными форматами (когда онлайн и очное обучение эффективно сосуществуют в одном образовательном процессе)? Почему?
Такой формат позволяет подключаться к занятиям вне зависимости от того, где находится студент. При выборе вузов для поступления у абитуриентов расширяется пул образовательных учреждений и направлений.
Гибридный подход помогает и в корпоративном образовании, если нужно обучить сотрудников из распределенной команды, или если кто-то работает в офисе, а кто-то удаленно.
Также в отличие от, например, асинхронного метода обучения при гибридном формате преподавателям легче оценить вовлеченность студентов в процесс, благодаря этому занятия становятся более эффективными.
Обучаясь в онлайне, студенты остаются без живого общения. Есть ли в нетологии "одноклассники", общаются ли онлайн-ученики с кем-то, кроме преподавателей.
Во время обучения студенты много общаются, как с преподавателями, так и между собой. У каждого курса есть группа в Slack, чаты в мессенджерах. Также часто проводятся неформальные онлайн-встречи, на которых студенты делятся друг с другом своим опытом. После завершения обучения многие организовывают встречи выпускников.
В школе и университете преподаватель - авторитет, царь и бог. В онлайн образовании это скорее оплаченная услуга. Уважают ли с таким подходом ученики преподов? Сами преподы ощущают свой авторитет?
Отношения между студентами и преподавателями строятся на взаимоуважении и партнерстве.
Обучение в школе и в вузах также бывает платным и бесплатным, а студенты не всегда бывают максимально включенными в процесс. Это зависит исключительно от индивидуального отношения к самому обучению и целям образования, которые перед собой ставят студенты.
На курсах Нетологии преподают профессора ведущих российских вузов и эксперты с большим опытом. И также есть программы бесплатного обучения, которые финансируются государством.
Как обстоят дела с дисциплиной? Как наказывают прогульщиков? Тянут ли отстающих? Или здесь вся ответственность на "клиенте"?
Зато есть преимущество - не нужно лично присутствовать на каждом занятии.
Преимуществом онлайн-формата является необязательное присутствие на каждом занятии. В отличие от стандартного обучения здесь нет чётко зафиксированных в графике лекций и привязки к месту проведения: студенты сами выбирают, когда и где смотреть лекционную часть курса. Записи сохраняются в личном кабинете и их можно посмотреть в любое удобное время.
Также есть кураторы курсов, которые помогают студентам на каждом этапе обучения. По открываемости уроков, глубине просмотра материала, выполненным заданиям и результатам тестов куратор видит тех, у кого идёт спад успеваемости, и связывается с ними. Это позволяет своевременно помочь студенту справиться с трудностями и поддерживать его уровень мотивации.
Можно ли по итогу получить диплом гособразца?
Выпускники магистерских программ получают дипломы высшего образования государственного образца ведущих вузов России. Вузы-партнеры Нетологии — МФТИ, НИУ ВШЭ, Университет ИТМО, Финансовый университет, РУДН, ИБДА РАНХиГС, ТГУ.
Текст: Диана Микрюкова
Фото предоставлены пресс-службами "Нетологии"
Комментарии (0)