19 октября на сцене ТЮЗа впервые покажут спектакль «Чик. Гуд бай, Берлин!» по одноименному роману немецкого писателя Вольфганга Херндорфа и пьесе Роберта Коаля. «НН.Собака.ru» поговорила с режиссером Павлом Ушаковым, как реагировали первые зрители, чему научились актеры ради спектакля и почему «Чик. Гуд бай, Берлин!» создан для семейного просмотра.
Предыстория
В 2010 году увидел свет роман немецкого писателя Вольфганга Херндорфа «Гуд бай, Берлин!», а позже появилась и пьеса Роберта Коаля. С этой пьесой я два года назад участвовал в проекте «Драма talk» в литературном кафе «Безухов». Тогда моя читка стала лучшей по мнению зрителей. Потом мне захотелось поставить спектакль - история зацепила духом бунтарства. Например, герои в спектакле угоняют «Ниву». Кстати, марка автомобиля - не единственная русская тема в постановке. У Херндорфа вообще очень много о России, думаю, это автобиографичный момент.
Вообще подростковый кластер - литература или театр - сейчас пустует. Очень мало современного материала для подростков в России, а в Нижнем Новгороде тем более. При этом «Чик. Гуд бай, Берлин!» - это посвящение не только подросткам, но и молодым взрослым.
Сюжет
Сюжет довольно прост: главные герои Чик и Майк оказываются в одном классе. При этом Майк - сын богатых и успешных родителей, правда, находящихся на грани развода, но цепляющихся за семью как за статус. А Чик - русский эмигрант, маргинал практически. Он приезжает в Германию с родителями, но оказывается в детдоме - мать и отец от него просто отказываются. Невероятным образом Чик попадает в престижную гимназию. Он умен, но при этом остается гопником по натуре. И еще Чик очень закрыт, как и Майк - это одна из точек сближения героев.
Еще работая над спектаклем, мы показывали его 14-15-летним школьникам и преподавателям. Хотели посмотреть, как зрители отреагируют на все бунтарство на сцене. Многие преподаватели сказали, что это позитивная история. Но были и 15-летние девочки, что говорили, мол, «нам такое не стоит смотреть». Вообще публика разделилась пополам: кто-то поддерживает историю, а кто-то с типичным российским скепсисом и снобизмом высказывается против. Но это спектакль о подростках, что учатся любить и дружить, а еще о детях и родителях, которые иногда друг друга совсем не понимают.
Актерский состав
В спектакле задействованы три актера - Артур Зимин (Майк), Максим Павлов (Чик) и Анна Сильчук (женские персонажи). По-моему, ребята отлично вытягивают историю 14-летних рефлексирующих подростков. И они проделали невероятную работу. Во-первых, это «роуд-муви». В афише написано, что это приключение в одном действии без остановки. А в театре создать «роуд-муви» трудно в плане стыковки сцен. Это сложно для актеров, потому что им нужно моментально переключаться, и времени разогнаться у них нет. В кино это делается с помощью монтажа. В театре это нужно сделать моментально, здесь и сейчас, - и это держится все на актерах.
А во-вторых, почти все время на сцене ребята играют на музыкальных инструментах - ударной установке, электро- и бас-гитаре. И учились этому с нуля. И сделали это буквально за месяц! И еще одно испытание для актеров - очень много текста.
Чем меня зацепила эта история? Это про дух бунтарства и свободы! Иногда и вправду надо бросить все и уехать далеко, чтобы разобраться в себе. И чтобы понять себя, надо не бояться открыться чему-то новому. Это сложные вещи, но мы постарались рассказать о них позитивно.
Да, это спектакль для подростков. Хотя в Германии считается вообще детским. Но я убежден, на постановку стоит приходить родителям вместе с детьми. Потому что в ней сталкиваются мир взрослых и мир детей. Если с житейской точки зрения, то «Чик. Гуд бай, Берлин!» - это история о том, что надо заниматься детьми. Разговаривать с ними. Где-то отпускать, а где-то контролировать. Потому что дети уходят из дома и делают плохие вещи, когда взрослым на них наплевать.
Комментарии (0)