18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Олег Виденин: «Если представить мои фотографии в цвете, их можно смело выбрасывать в мусор»

Фотограф-самоучка, современный классик быстрого постановочного черно-белого портрета, автор известных на весь рунет фото-серий «Обратный маршрут», «Отель», «Портреты с окраин» выпустил сборник стихов «Вишневая тетрадь».

Текст Юлия Кубарева

Фотограф Даниил Ландау

Олег Виденин

Олег Виденин

Какую роль сыграли стихи в вашем творчестве?

Я пишу с детства. Делаю это, когда не могу что-то не записать. Все происходит волнами. Сейчас, например, почти совсем не пишу. Я любитель во всем и в поэзии тоже. Какая-то пара строк выползает, ты их фиксируешь, потом стараешься усилием воли дописать. Вот так и накапливается материал, который потом может стать книгой. 

Некоторые строчки ваших стихотворений – как продолжение фотографии или, наоборот, предчувствие.

Так и есть, да. Моя фотография выросла из стихов. Сначала поэзия была способом самовыражения, но способом, требующим много времени и эмоциональных затрат, потом я упростил себе жизнь и стал фотографировать.

Какую информацию должен нести в себе проходящий мимо человек, чтобы вы захотели его остановить и сделать снимок?

Это вещь метафизическая, как и то, почему кому-то нравятся определенные женщины, а других они оставляют равнодушными. Процесс определения «свой-чужой» невероятно тонок и отчасти мистичен. Скорее, это нечто интуитивное, инстинктивное, даже животное. Наверное, можно сказать так: я ищу подходящее зеркало. Не человека, который мне интересен как таковой – со своим внутренним миром, счастьем, несчастьем, болезнями и любовью. Моя задача - найти то единственное, пусть кривое, зацветшее или с трещинами, зеркало, которое в данный момент наиболее точно отразит мое внутреннее состояние. Это состояние доли секунды неведомым образом обязано взаимодействовать, объединятся, смешиваться с образом человека в видоискателе и пролиться отраженным светом на серебряную эмульсию. В итоге должна получиться фотография, которая меня удовлетворит. 


Процесс определения «свой-чужой» невероятно тонок и отчасти мистичен

Но только постановочная и только бегом? Ведь именно так вы определяете свой жанр в фотографии.

У меня даже в студии с драпировками был бы быстрый портрет, потому что я не знаю, как это делать долго. Быстро поймал человека, быстро поставил в кадр и быстро сфотографировал. Ничего лишнего.

Есть секрет портретной съемки «мимоходом», чтобы банально не испугать человека?

Надо самому не бояться людей. Наверное, поэтому меня и зовут на различные творческие встречи, которые почему-то называют «мастер-классами». Ненавижу это определение со словом «мастер» во главе. Просто все хотят понять, как я получаю людей в кадр. Нужно вести себя открыто и уверенно, точно понимая, что ты – не проситель, тогда и человеку передается это ощущение и он становится ведомым. 

Чем или кем вы вдохновлялись в начале пути?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Можно назвать целый ряд фамилий фотографов и писателей - Цветаева, Салли Манн, Бунин, Арбус, Ланцберг, но точнее сказать так: все, что мы в жизни читаем, смотрим и слушаем, становится почвой для нашего творчества. Читал-смотрел дрянь, значит, и будешь ее генерировать. И наоборот. 

Что в характере человека лучше прочитается в черно-белом формате, что нельзя увидеть в цвете?

Полутона серого несут больше тонкой материи. К примеру, если представить мои фотографии в цвете, их можно смело выбрасывать в мусор. Они не будут работать. Почему так происходит, я сказать не смогу. Наверное, подсознательно, а может и сознательно, я стараюсь делать снимки вне времени. Чтобы нельзя было понять какой это год – 1917-й или 1982-й. Поэтому намеренно исключаю из кадра фрагменты, которые могут указывать на современность.

Для поиска «своих» людей вы выбираете определенные маршруты или работы получаются спонтанно?

Я просто сажусь в машину и еду по окрестным поселкам, райцентрам, пытаюсь увидеть из окна какого-то человека. Раньше пешком ходил, но это оказалось неэффективно: можно часами крутиться по городу и никого не найти. Ныряю во дворы, заглядываю в арки, проезжаю вдоль набережных.

Источник videnin.photographer.ru

Источник videnin.photographer.ru


Если представить мои фотографии в цвете, их можно смело выбрасывать в мусор

Как вам новая техника? Или у вас до сих пор живы подарки родителей – «Смена» и «Любитель»?

«Любитель» жив, но снимаю сейчас «Роллейфлексом», внешне очень похожим на «Любитель». Стараюсь снимать одной камерой и на одну пленку. Камера становится третьим глазом, который никогда не обманет, продолжением тебя, и ты все время видишь в фотографическом смысле именно им.

Какой совет могли бы дать фотографам-любителям?

У каждого свой путь. Если человек собирается стать профессионалом, чтобы зарабатывать этим деньги, ему нужно технически подтянуться. Если для него фотография – средство самовыражения, как для меня, то он просто будет учиться на самом себе. Это внутренний труд и эволюция. Иногда случаются и революции. И дай Бог, чтобы плоды этого самовыражения стали интересны не только ему. 


Олег Виденин окончил Брянский технологический институт по специальности «инженер лесного хозяйства». Работал лесничим. Чуть не стал актером ТЮЗа, но в итоге ушел в журналистику. Постоянный автора журнала «Новый очевидец», серии «Портреты современников», член официального представительства группы Magnum в России. Его работы представлены в московском музее современного искусства, входят в частные коллекции российских и иностранных экспозиций
Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: