В рамках Дней культуры Швейцарии в Нижнем Новгороде выступил создатель комиксов Симон Кинер. В стенах галереи FUTURO иллюстратор провел мастер-класс, а после рассказал «НН.Собака.ru», есть ли в Швейцарии стрит-арт, как устроены занятия по рисованию комиксов с беженцами и к чему привела его попытка пройтись по Нижнему Новгороду в одиночестве.
О воркшопе в галерее FUTURO
Признаться, Россия всегда была для меня заманчивой и притягательной, но, наверное, я бы не решился приехать сюда самостоятельно. В Нижний Новгород меня пригласили неожиданно - спросили, не хочу ли я представить свои работы и провести занятие. И главным в путешествии оказалась встреча с людьми, которые разделяют мою страсть к комиксам. На занятии в FUTURO были преимущественно молодые люди, и мне понравилось, что они не просто любят создавать комиксы, но и задумываются о карьере в этом направлении.
При этом большинство работ я до сих пор не смог оценить – просто нужно время, чтобы осознать. В некоторых из них был текст на русском, который я пока не понимаю. Но если рассуждать о работах участников мастерской, то среди них есть одна самая забавная. Автор изобразил человека, который прыгает из охваченного пожаром дома на брезентовое полотнище. А на следующей картинке видно, как стоят люди с десятком таких полотнищ, и человека перебрасывают с одного полотнища на другое. Идея показалась мне неординарной. И еще там вообще не было слов.
О стрит-арте и попытках пройтись по городу в одиночестве
Я пошел гулять по городу сам по себе и решил добраться до цели не официальным маршрутом, а сойти с дороги и пройти по тропинке. Я поскользнулся и упал в лужу – думаю, этот эпизод мне надолго запомнится. Но потом мы отправились на групповую прогулку по местам стрит-арта и старинным зданиям, и в этот момент между мной и городом возникла связь. Показалось, что в Нижнем Новгороде есть огромный потенциал для развития субкультур. Например, стрит-арт в том виде, в каком я встретил его у вас, в Швейцарии не существует. Там больше распространено граффити. Но граффити – это то, как разные люди выражают себя, а не осмысливают действительность. На улице Грузинской я увидел работу на стене обгоревшего дома, где изображена девочка, она осталась внутри пожара и смотрит в окно, а из другого окна выбиваются языки пламени. Это очень сильно и по форме, и по содержанию.
О работе с беженцами
Мастер-классы в Москве, а потом в Нижнем Новгороде – это первые мои мастерские за пределами Швейцарии. Дома я провожу воркшопы для разных аудиторий – от детей до сотрудников крупных корпораций. Делаю это нерегулярно, но всегда с интересом: мне нравится смотреть, как люди находят в процессе создания комикса элемент игры. Обычно это выливается в неожиданные и интересные вещи. Иногда я делаю мастерские для беженцев. Сам выступаю с такой инициативой, а социальные службы всегда рады помощи. Однажды мы проводили занятие для беженцев без переводчика – очень интересный опыт. Был и такой случай, когда на мастер-классе были и сотрудники большой компании, и беженцы. Смысл в том, чтобы организовать взаимодействие людей, которые не пересекаются в обычной жизни, и может быть, даже подружить их в процессе работы над проектом.
Об особенностях швейцарской культуры
Швейцария – моя родина, и для меня это прежде всего семья и друзья. В Швейцарии меня окружают люди, с которыми я имею дело всю жизнь. Постоянство личных связей – именно то, что отличает Швейцарию и людей здесь от других мест. Мне кажется, это не только мое наблюдение, а повсеместная вещь.
А еще Швейцария – очень уютная. Она отличается практически отсутствием стресса и спешки. Люди, которые здесь живут, постоянно находятся в зоне комфорта и почти никогда ее не покидают. И если у жителей Швейцарии и есть какие-то экзистенциальные страхи, то по большей части они надуманные и не совсем соответствуют комфортной и безопасной действительности.
Это положительные вещи, но есть и обратная сторона комфортной швейцарской жизни. Заключается она в том, что у нас очень много правил. И иногда бывает так, что правила мешают двигаться и развиваться дальше. В культурной сфере это еще и выливается в то, что организации и правила становятся более важными, чем люди. Создается впечатление, что правила вообще важнее людей. Без этого, наверное, было бы легче.
Галерея FUTURO Узнать подробнее |
|
Комментарии (0)