Заместитель директора Приволжского филиала Московской биржи после рождения слепоглухого сына оставила карьеру финансиста и создала Дом удивительных людей, собравший вместе детей с нарушениями слуха и зрения, их родителей, психологов, дефектологов и волонтеров.
Что такое Дом удивительных людей?
Это летняя школа, объединившая семьи, где растут особенные дети, и специалистов, которые могут им помочь. В течение двух недель практически двадцать четыре часа в сутки с ребенком работает команда высококлассных специалистов. За это время дефектологи разрабатывают программы развития и реабилитации каждого конкре тного ребенка на год вперед. Родители понимают, куда им двигаться дальше, психологи и дефектологи получают бесценный опыт, который потом используют в своей работе.
Как родилась идея создания дома?
Ее подсказал гостевой дом «Гнездо», построенный центром «Искусство жить», – комфортабельное жилище в коттеджном поселке. Организаторы предложили мне поучаствовать в его освоении, и я начала думать о летней школе. Сама мысль собрать семьи и педагогов вместе, конечно, не нова. Разрабатывая идею дома, мы в первую очередь пытались понять, как сделать так, чтобы все были вместе и не как две стороны баррикад – потребители услуг и поставщики, а как члены одной команды. Детям ведь нет никакого дела до дипломов, ответственности и усталости окружающих их взрослых. Мозг требует развития каждый день. А семьи? Большинство настолько устали и не избалованы вниманием и возможностями, что рады любому движению в сторону ребенка. Так и получилась концепция пространства, где у каждого есть свое дело и каждому хорошо. Хорошо, потому что он нужен. Хорошо, потому что его понимают. Педагогам нужны дети и опыт коллег. Родителям нужны информация и отдых. Братьям и сестрам нужны своя жизнь и внимание родителей. Волонтерам – молодым педагогам и студентам – нужны опыт, наставники и общение. Почему не собрать их всех вместе?
Вы были финансовым директором на валютной бирже – помог ли этот опыт на новой работе?
Многое бесценно. Опыт управления проектами – в первую очередь. Ведь для родителя ребенок – это в некотором роде его проект. И задачу родителя как руководителя проекта я вижу в понимании проблем, определении задач, подборе команды и ее мотивации. В какой-то момент я поняла, что одна из важных родительских задач в ситуации со сложным ребенком – сделать так, чтобы специалисты, которым ты доверяешь, захотели с ним работать. И дело не столько в деньгах, сколько в соответствии возможностей и ожиданий педагога ожиданиям и пониманию родителей. Очень пригодились навыки работы с информацией, умение планировать (хотя это не самая моя сильная сторона), договариваться, читать законы. А еще для дома очень кстати оказалась выплата, которую я получила при увольнении.
Вашему сыну восемь лет, и в прошлом году он начал обучение в Большемурашкинской школе-интернате для слабослышащих детей. Обычно слепоглухие дети не только не ходят в школу, но и вообще не получают никакого образования. Как вам это удалось?
Скажу честно, это было очень непросто. Был бы Петя мальчик как мальчик, его бы нужно было к школе готовить, а так еще и школу нужно было готовить к Пете. К счастью для нас, педагоги интерната решились на этот эксперимент, и в какой-то момент все сложилось. И друзья помогали, и связи, конечно. А кто-то не мешал, и это тоже было хорошо. Поначалу это казалось нереальным, и почти все вокруг мне об этом говорили. Сегодня это главная надежда, безусловно, и практически единственный вариант обучения без отрыва Пети от дома. Сейчас у него все хорошо. Я не сомневаюсь, что он счастлив, хотя не думаю, что в его мире есть такие категории. И я хочу, чтобы по мере взросления он был нужен и ему было интересно жить. Независимо от того, буду я рядом или уже нет.
На своей странице в «Фейсбуке» вы писали, что подумываете о переезде в Голландию, где для жизни семей с особыми детьми созданы все условия. Намерения серьезные?
Вообще это была шутка, хотя в каждой шутке есть доля правды. Мне нравится нидерландская модель отношения к таким людям, как Петя, – модель отношений внутри системы социального обслуживания, обучения, сопровождения, системы поддержки семьи, в которой появился такой ребенок. Что угодно можно говорить про кару небесную, наказание, естественный отбор, но от такого никто не застрахован! Позиция «не у меня, и слава Богу, возведу-ка забор повыше, да еще камень на всякий случай кину» появляется от страха. Жить хочется, а не соревноваться бесконечно, кто успешнее, умнее, богаче. Важно, чтобы педагоги желали отдавать детям, а не думать, каких тумаков они получат за ненаписанные или неправильно написанные бумажки и хватит ли до следующей зарплаты. Хочется, чтобы они общались друг с другом, и это общение доставляло им удовольствие, чтобы слышали родителей и понимали, когда помощь нужна именно им. Хочется, чтобы все работали вместе и в центре этой работы находились бы интересы ребенка. В общем, педагоги должны быть мотивированы, а родители спокойны за будущее детей, тогда и ребенку будет хорошо.
Комментарии (0)