18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

ЦИФРОВОЕ БУДУЩЕЕ: Ольга Пивень и Ирина Ефимова

Если верить киношникам, мы загружены в матрицу, но где найти путеводитель по метавселенной и какие скиллы там пригодятся? Ольга Пивень и Ирина Ефимова знают, как сохранить спокойствие в подвижном мире развивающихся технологий, и организуют конференцию, которая ежегодно привлекает в Нижний Новгород тысячи специалистов из цифровой отрасли.

У «НН.Собака.ru» есть проект «Время женщин», название которого говорит само за себя и очень точно характеризует эпоху, в которую мы живем: многие инициативы реализуют именно женщины. Поделитесь собственным опытом. Как вам удается преодолевать трудности и сохранять присутствие духа в перманентно меняющемся мире?

Ольга Пивень: Эмансипация обеспечила женщинам целый ряд новых возможностей для реализации, и они успешно ими пользуются. Все больше женщин руководят крупными компаниями, в том числе технологическими, и их подразделениями. Вспомнить хотя бы Лори Бир, начальницу информационного управления JP Morgan Chase, или запустившую стриминговый сервис Peacock Линду Яккарино, или бывшего гендиректора компании «Лаборатория Касперского» и сейчас президента группы компаний InfoWatch Наталью Касперскую.

Это в том числе связано с запросом на soft skills (в переводе с английского «гибкие навыки», личные качества человека. – Прим. ред.), потому что задачи, для которых необходимы hard skills («жесткие навыки», профессиональные знания, умения. – Прим. ред.), могут во многом взять на себя машины и искусственный интеллект. Мы вступаем в эпоху, где soft skills будут управлять огромным количеством процессов. Как мне удается преодолевать трудности? Благодаря этим же soft skills – адаптивности и чувству юмора – тому, что может помочь нам всем. Не бывает эпох без катаклизмов и геополитических сложностей, но благодаря доступности информации мы можем развивать критическое мышление и удерживать равновесие в турбулентном мире.

Ирина Ефимова: Я уверена, что не дошла еще и до середины своего пути, а значит, еще будет миллион возможностей изучить что-то новое и что-то изменить. Никогда не поздно этим заняться. Любой сложный день – это всего лишь день, за которым последуют другие дни – важные, наполненные. Так, благодаря развитию искусственного интеллекта мы можем больше не тратить время на рутину. Согласно отчету Goldman Sachs (ведущая инвестиционно-банковская компания в мире. – Прим. ред.), искусственный интеллект в скором времени существенно перекроит рынок труда и оставит без работы 300 млн человек в США и других странах с развитой экономикой. Это значит, как сказала Оля, что освободится время, чтобы развивать soft skills. Например, моя сильная сторона – коммуникация, – я лучше уделю внимание этому навыку или прокачиванию новых, чем буду писать сложные тексты и строить графики, которые можно спокойно делегировать компьютеру.

Ольга, вы как-то признались, что ставите себе четкие KPI по всем направлениям. Это применимо и к личной жизни?

О. П.: Люди с возрастом могут менять убеждения и, как я сказала выше, адаптироваться. Десять лет назад я бы ответила, что живу по четким KPI. Сейчас я все же более философски отношусь к постановке задач самой себе. Невозможно успеть абсолютно все. Если хотите жить в балансе, придется в хорошем смысле себя ограничивать, выходить из гонки, выдыхать. Я очень организованный человек и, конечно, не отказалась от KPI полностью, но куда важнее соблюдать меру, чтобы все было хорошо и в карьере, и в личной жизни, и в увлечениях.

Ирина, в вашей книге «От стажера до CEO» 10 правил. Какое из них для вас наиболее важное?

И. Е.: Сложно выделить одно – все десять были скрупулезно выбраны из тех, что я прописала изначально и практикую по сей день. Но давайте объединим все под одним – «Возможно все». Самые безумные идеи можно реализовать. Главное – не бояться и самосовершенствоваться. Сейчас миллион возможностей получить дополнительное образование, заполнить прорехи в знаниях хоть в университетах, хоть на курсах, хоть с помощью чат-ботов. Всё, что нам нужно для достижения целей, уже в нас заложено, осталось только обнаружить это и развить.


Самые безумные идеи можно реализовать. Главное – не бояться и самосовершенствоваться.


Помните день, когда вы впервые встретились? Что подумали друг о друге?

И. Е.: Моя книга неслучайно называется «От стажера до CEO» – я пришла в Monstars на стажировку (с Олей мы познакомились незадолго до этого, на мероприятии). Я очень рада, что нам удалось стать близкими друзьями, но я как училась, так и учусь у Оли – и построению бизнеса, и развитию персонального бренда, и софт-скиллам – она для меня пример во всем. Когда я впервые ее увидела, поняла, что хочу жить как она.

О. П.: Я сразу поняла, что Ира – человек исключительных организаторских способностей и интеллекта. Мне захотелось, чтобы она стала полноправным членом моей команды, мы много лет партнеры и друзья – это бесконечно ценный опыт. Найти человека, которому ты будешь доверять в бизнесе от и до, крайне сложно, но почти нереально – найти того, кому доверишься и в личной жизни.

Вы начинали с вечеринок. Как произошло смещение фокуса в сторону IT?

И. Е.: В Monstars (коммуникационное агентство. – Прим. ред.) мы действительно долгое время делали только ивенты, но спустя несколько лет наша сфера размылась: стало понятно, что на одной организации вечеринок далеко не уедешь – нужно разбираться в позиционировании бренда, в стратегиях продвижения, в диджитал-маркетинге. Без этих навыков мы бы зависли на одном уровне. Рынок увидел наших мультиформатных специалистов, и к Monstars потянулись новые клиенты – крупные игроки IT-рынка, «Яндекс», «Лаборатория Касперского» и другие, а в 2016-м появилась конференция ЦИПР. И сегодня мы ежедневно совершенствуемся, изучаем достижения искусственного интеллекта, делимся опытом взаимодействия с ним – основательно погрузились в тему.

О. П.: Добавлю, что бренду Monstars больше десяти лет. За это время много раз трансформировался не просто бренд, но контекст и окружающая среда. Запросы меняются – мы подстраиваемся. Наша команда вообще хороший пример той самой адаптивности, о которой я говорю.

Обложка вызывает ассоциации с сериалом «Черное зеркало» про социальные тренды и цифровые решения, меняющие мир. Вы поклонники этой антологии?

И. Е.: Такие сериалы, как «Черное зеркало» или, например, более свежий «Экстраполяция», показывают весь спектр возможностей технологий – и позитивных, и негативных. В целом многие из них используются в настоящее время или продолжают развиваться. И это только начало. Эти сериалы стоит посмотреть хотя бы потому, чтобы понимать, куда движется наш мир и как мы, люди, можем взаимодействовать с технологиями, как с их помощью упрощать, улучшать и ускорять ежедневные, а может, и более сложные процессы.

Одна из моих любимых серий о том, как родители установили чип в головы детей, чтобы не просто «следить» за ними в целях безопасности, сколько из любопытства – смотреть на мир их глазами.

О. П.: Я люблю рассуждать об обратной стороне технологий и тех трендах, которые влияют на нашу жизнь многофакторно. Именно поэтому мы запустили трек CIPR Black, имеющий некую аналогию с одноименным сериалом. В рамках этого направления мы говорим о том, как технологии влияют на этическую сторону нашей жизни – чего надо бояться, а чего бояться не нужно, что является сиюминутными трендами, а что, возможно, изменит нашу жизнь навсегда, как человечество будет жить с искусственным интеллектом и в будущем, наступила ли эра трансгуманизма или это пока сценарий для фантастических фильмов.

ЦИПР проходит восьмой год и давно является главной площадкой для взаимодействия институтов власти, бизнеса и разработчиков IT-решений. В какой степени ЦИПР оказывает влияние на IT-сообщество?

О. П.: ЦИПР начинался как небольшой проект и постепенно, год за годом, расширял аудиторию, наращивал экспертизу, совершенствовал программный блок. Сейчас мы самая большая площадка для нетворкинга по цифровой экономике: ежегодно на ЦИПР обсуждаются ключевые вопросы цифровизации различных отраслей, имеющие практическую реализацию после самого мероприятия. На конференцию приезжает огромное количество компаний, которые делятся на поставщиков решений и тех, кто с этими решениями, собственно, работает. Собираются лидеры рынка, разработчики из разных регионов и стран – обмениваются опытом, знаниями, заключают сделки.

Мы привлекаем партнеров из зарубежных стран: у нас есть участники из Беларуси, Армении, Индии, Бразилии, Китая, с которыми планируем отдельные мероприятия на территории постсоветского пространства и в странах АТР. Мы понимаем, что сегодня нам есть чем удивить и даже чему научить таких продвинутых игроков на цифровом рынке, как Сингапур, Гонконг и КНР. Еще десять лет назад мы активно заимствовали их опыт. Сегодня мы сами можем поделиться своими знаниями.

И.Е.: Каждый год мы расширяем неофициальную программу – организуем мероприятия, вечеринки от партнеров, культурные события, – что очень важно для нетворкинга. Например, в 2023 году это вечеринки «Нацпромлизинг», «Яндекса», Астра, Forbes, Maxima Telecom, концерты и театральные представления. Во всех ключевых ресторанах региона действуют специальные условия для гостей ЦИПР. Гостям есть чем заняться вне деловой части.

 


Сегодня нам есть чем удивить и даже чему научить таких продвинутых игроков на цифровом рынке, как Сингапур, Гонконг и КНР.


Способны ли российские разработки в области программных продуктов заменить зарубежные аналоги?

О. П.: Во-первых, Россия всегда славилась блестящими учеными, в том числе физиками и математиками. У нас хорошая научная база, много научно-исследовательских центров. Я знаю это не понаслышке: люди науки регулярно приходят на RTVI, чтобы рассказать аудитории о последних тенденциях и трендах. Во многом благодаря этому многие цифровые сервисы уже прекрасно развиты: и государственные информационные системы, и сервисы потребительского сегмента (такси, ретейл-проекты, маркетплейсы), едва ли не лучший в мире финтех (это можно понять, столкнувшись с системами зарубежных банков). Есть сегменты, которые крайне сложно импортозаместить, – я имею в виду тяжелую промышленность, строительство – индустрии с серьезными технологическими и инвестиционными циклами. Тем не менее государство поддерживает новые разработки. Я предлагаю в этом смысле быть оптимистами и надеяться, что в России будет все больше качественных высокотехнологичных продуктов.

И. Е.: Понять, насколько развиты прикладные технологии в России, можно, оказавшись в другой стране или пообщавшись с иностранцами. У нас многие индустрии оцифрованы – от документов, как сказала Оля, до штрафов. Например, в российской стоматологической клинике искусственные интеллект сканирует рентгеновский снимок челюсти ребенка, определяет кариес и зубы, которым требуется лечение. Технологии внедряются и распространяются довольно быстро, поэтому у России точно можно поучиться.

Что может помочь выстроить коммуникацию между стейкхолдерами цифровой экономики и молодыми IT-специалистами?

О. П.: Помимо упрощенного налогообложения, льгот и прочих мер поддержки, которые уже предоставляют специалистам, нужно дать людям доступ к рынку сбыта. Пожалуй, это самый сложный и важный пункт.

Существуют ли примеры успешного сотрудничества крупных игроков рынка и стартапов в России?

О. П.: Конечно. Первое, что приходит в голову, – финтех и сервис «нетмонет», который купил «Альфа-Банк». Похожий сервис есть у «Тинькофф», Сбер покупает много проектов для своей экосистемы. Дальше – технологии компьютерного зрения: NTechLab и единая биометрическая система от «Ростелекома». Фудтех, который сделал доставку еды и продуктов круглосуточной и быстрой. Wildberries и Ozon – отличные примеры e-commerce проектов, которые сделали шопинг доступным 24/7 во многих городах России. Сравнивать скорость интеграции стартапов в крупные корпорации у нас и за границей неправильно, но тем не менее такие кейсы есть, и будем надеяться, что их станет больше.

И. Е.: Есть примеры и из других отраслей, такие как сервис для поиска специалистов «Профи», который стал владельцем 94 процентов платформы TutGood. Стартап, благодаря которому можно оформить единую подписку на занятия с репетиторами для школьников. МТС инвестировал 72 млн рублей в сервис Bartello, который позволяет посетителям баров и ресторанов сделать и оплатить заказ онлайн, а также оставить чаевые официантам. Полученные средства будут направлены на доработку сервиса в Сочи, Казани, Самаре и других городах. Сбербанк вложил 10 млн рублей в компанию-разработчика виртуальных моделей Malivar. Банк приобрел 8,06 процента в стартапе. Компания разрабатывает технологии для создания виртуальных персонажей и цифровой одежды.

Если решение актуальное и качественно сделанное, большие корпорации пользуются технологиями и инвестируют в развитие.

ЦИПР вышла за рамки конференции, все мы помним технологический фестиваль ЦИПР Tech Week. Планируете ли вы серию мероприятий, поддерживающих развитие цифровой индустрии, в течение года?

И. Е.: Tech Week возник, когда прежний формат ЦИПР показался нам недостаточным: мы ограничены временем (конференция идет три дня), площадкой, залами деловой программы (в этом году их уже будет шесть). Мы придумали Tech Week, чтобы конференция обросла дополнительными, поддерживающими мероприятиями, появилась площадка с более неформальным tone of voice (стиль общения бренда с целевой аудиторией. – Прим. ред.), чтобы можно было обсудить дисциплины на стыке. В этом году у нас разнообразная программа – от одиночества в сети до нейропрограммирования, от киберспорта до кибербезопасности. В течение года мы в рамках Tech Week делаем сессии на разных мероприятиях, например на Российской креативной неделе, и хотим проводить небольшие мероприятия на постоянной основе.

О. П.: Сфер, которых бы не коснулась цифровизация, практически не осталось, и нам было важно об этом рассказать. В первую очередь, конечно, с точки зрения образования – у нас много лекций и спикеров для молодежи. Мы занимаемся гастрономическими проектами: в меню ресторанов Нижнего Новгорода появятся блюда по рецептам искусственного интеллекта. Мы активно привлекаем широкую аудиторию.

И. Е.: В этом году как раз добавился новый формат – ЦИПР Trends. Мы собрали самые интересные технологические новинки со всего мира – от книг, написанных искусственным интеллектом (например, нейросеть ruGPT-3 обучилась на текстах Павла Пепперштейна, и получился сборник рассказов), до умной кормушки для птиц и респираторной маски, которая подключается к смартфону, анализирует количество вдохов и чистоту воздуха. Все это можно было посмотреть, попробовать и заказать.

Вы получили международное признание на премии North Star Web 3 Awards за вклад в развитие и популяризацию цифрового искусства. Как появилась идея ярмарки цифрового искусства?

О. П.: Цифровизация касается всего, в том числе гуманитарных областей, которые нам самим очень интересны: это и цифровое образование, и устранение цифрового неравенства, и, разумеется, новые веяния в искусстве. В 2021 году мы вместе с Disartive провели выставку-ярмарку молодых креаторов. Также два года развиваем собственную платформу Decipraland, сотрудничаем и с молодыми, и с известными художниками. В этом году мы еще показали направление диджитал-фэшн, а также провели выставку в метавселенной. Это серьезный тренд и для самореализации творческих людей, и для демонстрации возможностей искусственного интеллекта, поэтому, естественно, мы будем развивать арт-сегмент в рамках конференции.


В этом году мы показали направление диджитал-фэшн, а также провели выставку в метавселенной. Это серьезный тренд и для самореализации творческих людей, и для демонстрации возможностей искусственного интеллекта.


Цифровое искусство – своего рода вызов этике и механике работы музейных институций и законам арт-рынка в целом. Ваше отношение к этому феномену?

О. П.: Мы наблюдали, как тренды, быстро зажигавшиеся на фоне технооптимизма, не оправдали себя. Я имею в виду NFT. Бизнес-потенциал, безусловно, есть у чат-ботов и нейросетей, которые создают очень интересный визуал. Но пока что метавселенные – это поле, на котором непонятны правила игры. В 2022 году RTVI запустил собственное представительство в метавселенной Decentraland – одной из крупнейших платформ виртуальной реальности, работающей на блокчейне Ethereum. Мы продолжаем верить в потенциал этой площадки, но пока эксперименты и новые форматы на ней только тестируются и рано говорить о прорыве и результатах. Но рано или поздно цифровой арт станет таким же привычным, как классическое искусство. Массовое мышление стереотипно и неохотно переваривает новые формы, но мы не боимся экспериментов.

Какие изменения, на ваш взгляд, должны произойти в законодательстве, чтобы отвечать новым явлениям в сфере искусства?

О. П.: Прежде всего надо решить вопрос с отчуждением авторских прав – сейчас это такая же размытая зона, как и зона ответственности за то, что создает и чем управляет искусственный интеллект. Современное цифровое искусство совершенно точно полноправный участник арт-рынка и арт-мира, и мне очень нравится, когда большие музеи работают с цифровыми художниками, переосмысляют мировые шедевры, канонические формы. В конце концов это поддерживает и усиливает интерес к искусству, привлекает новых ценителей прекрасного.

Искусственный интеллект уже сегодня способен качественнее и быстрее работать с данными в колоссальных масштабах. Означает ли это, что вскоре нейросеть полностью вытеснит человеческое участие во всех сферах нашей жизни?

О. П.: Есть сферы, которые можно трансформировать с помощью искусственного интеллекта. Высвободившиеся ресурсы пойдут на созидание и креатив. Это не произойдет за один день, поэтому я слабо верю, что на улице уже скоро окажутся журналисты, помощники юристов. Это все предполагает очень длинный цикл: изменится структура человеческого капитала, структура занятости, образование, рынок труда. Мы же не переживаем, что водители заменили извозчиков, а беспилотники – водителей. Все происходит естественным путем. Общество саморегулируется и создает новые возможности для тех, кто в каком-то смысле оказался за бортом цифровой революции. Технологический прогресс не только устраняет некоторые профессии и рабочие места, но и создает новые. За примерами далеко ходить не надо. В своем телеграм-канале я приводила примеры профессий будущего: фасилитатор, который обеспечивает коммуникацию людей, работающих дистанционно, тренер по концентрации внимания, менеджер по взаимодействию между людьми и машинами, консультант по цифровой реабилитации (специалист, владеющий навыками психологии и IT, помогает сократить количество времени, проведенного онлайн. – Прим. ред.).

В упоминаемом Ирой отчете Golden Sachs отмечается, что использование искусственного интеллекта может способствовать росту мирового ВВП на семь процентов и увеличить рост производительности труда.

В целом, представляете, чего можно достичь, если обучить нейросети на трудах Эйнштейна, Ньютона и других великих физиков. Каких научных прорывов в будущем удалось бы достичь.


Технологический прогресс не только устраняет некоторые профессии и рабочие места, но и создает новые.


И. Е.: На днях мы обсуждали эту тему с мамой, она сказала, что люди останутся у дел хотя бы потому, что нейросеть нужно обучать. А нейросеть давно самообучаема. С одной стороны, это позитивное достижение – простую механическую работу, зачастую низкооплачиваемую, теперь можно поручать нейросети. С другой стороны, непонятно, как это повлияет на когнитивные и интеллектуальные способности людей. Особенно если все повально начнут писать дипломы, как студент РГГУ, а теперь нейросетолог бренд-медиа Александр Жадан (молодой человек потратил в ChatGPT 15 часов на «написание», 9 часов – на редактирование, а аттестационная комиссия вуза зачла защиту выпускной квалификационной работы. – Прим. ред.) или «мусорные» научные работы, как специалист по катализу и коллоидной химии Рафаэль Луке, уволенный из-за этого из испанского Университета Кордовы.

Но как только искусственный интеллект совершит научный прорыв, изобретет лекарство от рака, люди доверятся технологиям. Это наше ближайшее будущее: венгерские врачи используют программное обеспечение с искусственным интеллектом, чтобы предвосхитить развитие онкологии молочных желез. В отдельных случаях он распознает очаг предполагаемой опухоли за несколько лет до ее развития. Конечно, нужно провести клинические испытания, минимизировать количество ложноположительных диагнозов и так далее. Искусственный интеллект не сместит человека как минимум ближайшие лет 50, но сотрудничать мы будем тесно.


Искусственный интеллект не сместит человека как минимум ближайшие лет 50, но сотрудничать мы будем тесно.


Как вы считаете, мир метавселенных предоставляет возможность вывести технологии на новый уровень или это маркетинговый продукт, в котором минусов больше, чем плюсов?

О. П.: Я верю, что метавселенные станут полноценной средой обитания человека. Мир не становится более открытым и простым – даже тенденции такой нет. Поэтому, как только устройства станут качественными и массово доступными, мы увидим скачок технологии. Наденьте VR-очки и посмотрите, насколько эфемерна грань между реальным миром и виртуальным. Хайп вокруг метавселенных несколько опередил реальное развитие технологии, поэтому она воспринимается скорее как маркетинговый ход, который ни к чему не приведет. Но я верю, что приведет: в конце концов метавселенные внедрили уже и в медицину, и в образование. Только развиваться этот сегмент будет не так стремительно, как пару лет назад обещали консалтинговые компании.

 

Каковы перспективы у глянцевой журналистики в метавселенных?

О. П.: Медиа ищут новые платформы, а за новыми платформами следуют новые способы производства и распространения контента. Сейчас мы понятия не имеем, как это осуществить, но постепенно прощупаем почву. Когда мы поймем, какой контент должен быть востребован в метавселенных, тогда он там и появится. И не только глянцевые издания.

И. Е.: Любые сферы пиара и маркетинга придут, когда появится спрос. Нынешние активации в метавселенных – скорее один из обязательных пунктов маркетинг-микса, хороший пиар-инструмент, едва ли направленный на то, чтобы принести людям пользу.

Но наши клиенты все чаще хотят присутствовать в метавселенных – скоро это станет самостоятельной площадкой для интересных маркетинговых активаций.

Почему Нижний Новгород выбран постоянной локацией для проведения ЦИПР, хотя раньше конференция проводилась в другом регионе. И каким вы представляете себе «Нижний будущего»?

И. Е.: Все просто – это самый стремительно развивающийся регион, IT-столица России. До 2022 года здесь работало больше тысячи профильных компаний, включая Intel, продолжает работать исследовательский центр Huawei. Эту экосистему поддерживает множество стартапов, для них созданы прекрасные условия вплоть до пониженной налоговой ставки. Поэтому, конечно, мы решили не аккумулировать трафик в Москве, а перевести его в другой регион, таким образом ускорив внедрение технологий в жизнь россиян и перенаправив туристический поток.

О. П.: Первые несколько лет ЦИПР проходил в Татарстане, и мы очень благодарны руководству республики и Иннополису за поддержку и действительно существенный̆ вклад в развитие проекта, также Ростеху, который был на старте главным партнером и остается сегодня одним из ключевых. Однако проект вырос и потребовал более масштабной инфраструктуры, поэтому мы приняли решение проводить конференцию в реновированном пространстве Нижегородской ярмарки. Отдельно хочу поблагодарить Глеба Сергеевича Никитина, который двигает вперед и регион, и нашу команду. Большая удача работать с ним. Кроме того, Нижний Новгород для нашей команды – место силы, мы будем развиваться вместе с ним. Как я вижу «Нижний будущего»? Как город – пилотную площадку для новейших, перспективных технологий и невероятных идей. Город, где будут мирно сосуществовать человек и искусственный интеллект, совместно создавая комфортную среду будущего!

Текст: Алена Зобова

Продюсер: Артемий Константинов

Фотограф: Евгений Круглов

Ассистент фотографа: Дмитрий Дьячков

Стилист: Алеся Панченко

Ассистент стилиста: Диана Иванова

Визажист: Светлана Шарова

Стилист по волосам: Оксана Нижегородова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: