Когда мы слышим «частная коллекция», то представляем себе картины, марки, драгоценности, редкие автомобили. Но паровые машины и станки? О том, как в промышленных объектах находить красоту и изящество, нам рассказал владелец частного музея паровых механизмов Вадим Иванов.
Любого коллекционера в каждом интервью спросят: «Откуда началось ваше увлечение?» А мне нечего ответить на этот вопрос. Для меня это данность. Я не выбирал свое хобби, не раздумывал, что бы такого начать коллекционировать, просто во мне есть эта потребность, и все.
Наверное, все идет из детства. Моей страстью всегда были механизмы, при этом меня интересуют именно артефакты ушедших эпох. Иногда мне даже кажется, что я живу не в то время. Конец XIX – начало XX вв. ощущается более интересным, близким и уютным временем, чем то, в которое довелось жить нам. Изящество механизмов и форм, стремление людей создавать красоту там, где сейчас во главе угла стоит утилитарность – это история не только другого времени, но и другого отношения к жизни, которое мне очень близко и приятно.
Я не из тех, кому важно обладать максимальным количеством предметов в коллекции. У меня каждый экспонат получает именно то количество внимания, которое ему необходимо. Я не просто собираю, я восстанавливаю технику, и это принципиальный момент. К сожалению, эпоха паровых механизмов была недолгой, а в нашей стране совпала еще и с очень непростыми временами, поэтому множество предметов той поры уничтожено, сдано в металлолом и все, что нам осталось, – это крохи, которые мы собираем по всей стране и стремимся восстановить. Для того, чтобы показать, как из груды ржавого металла проступает совершенный механизм, обладающий своей эстетикой и историей, мы и создали наш YouTube-канал и Instagram. Мы хотим попробовать найти людей, которые передадут нам экспонаты, подскажут, где искать. Мало того, мы попытались разослать на все судоремонтные заводы письма с просьбой посмотреть по углам, не осталось ли чего-нибудь, каких-то механизмов тех времен, но все безрезультатно. Можно сказать, мы гоняемся за призраками ушедшей эпохи. Но некоторых удается все-таки изловить.
Не хочу рекламировать одну интернет-площадку, но все, что вы здесь видите, куплено на Авито. Вообще практически все, понимаете. Первый предмет коллекции тоже попал ко мне оттуда. Это вертикальная паровая машина, которую сделали ученики ПТУ № 7 города Нижнего Новгорода в 1956 году. Эта машина является точной копией парового крана «Старый бурлак». Спустя какое-то время я увидел в сети еще одну копию этой машины, которую продавал человек в Санкт-Петербурге. Это был кусок ржавчины, который мы восстанавливали по той, первой модели: убранство, масленки, продувочные краны, маляруб для смазки под давлением паровых цилиндров – все мы по крупицам воссоздали, все сделали, все новое.
Конечно, восстановлением занимаются специалисты. У нас есть мастер Сергей – золотые руки! Пример того, что талантливый механик и без чертежей и исторических справок сможет заставить работать даже самый хитрый механизм.
Поиск и приобретение каждой машины, представленной здесь, – это отдельная детективная история. Например, эта «горизонтальная паровая машина» использовалась на лесопилке. Ее в Калужской области нашли в лесу ребята, которые занимаются металлоломом. Причем нашли не одну, а две такие машины: одну прямо там в лесу и расколотили на лом, а вторую почему-то решили не разбивать, а выставить на Авито. Я ее увидел, созвонился с ними и говорю: «Ребята, я у вас ее куплю с удовольствием, только вместе с той, которую вы разбили». Для чего? Для того, чтобы я мог быть уверен, что я из двух соберу одну. Они пошли к металлоломщикам, которым успели отдать ту первую, разбитую, а те без денег ее не отдают, конечно. Перевел я им деньги авансом, и не обманули! Меня вообще обманывали всего один раз, а в основном народ приличный, верить можно.
Если говорить о глобальной цели, то это открытие музея паровых машин. Долгое время мы пытаемся привлечь внимание властей и министерства культуры: встречались, приносили эскизные проекты музея. Мы даже готовы построить музей за свои деньги, если не найдется подходящего помещения, нам просто нужна земля не на краю города, а там, куда действительно смогут приходить взрослые, дети, туристы. Разве это не интересно: своими глазами увидеть не просто мертвые экспонаты, а полностью рабочие механизмы с более чем вековой историей?!
Отношение к вещам раньше было иным, это видно даже в мелочах. Например, решетка на окне дореволюционная, она какая? Витая, ажурная. А в СССР? Солнце из арматуры. Это деградация. Вкус у людей пропадал со временем, эпоха изящества проходила. Можно сказать, у меня есть некая тоска по той эпохе, когда было важно не только, чтобы автомат делал свое дело, но и чтобы он при этом глаз радовал.
Когда я говорю про другое отношение к жизни, я имею в виду не только умение видеть и создавать красоту. Дело еще в ответственности за пространство, которое тебя окружает. Пример из жизни: когда я переехал жить в село Безводное, то заметил, что на территории частных владений у всех порядок, цветочки, елочки, а стоит шагнуть за порог, так все сразу брошенное и никому не нужное. И я, будучи идеалистом, начал заниматься селом: сделал освещение, небольшой ажурный мост через речку, детскую площадку. Мне кажется, это важно: присматривать, относиться внимательно не только к своему личному пространству и имуществу, но и ко всему окружающему миру.
Текст: Анастасия Базилева
Фото: Всеволод Григорьев
Комментарии (0)