18+
  • Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Ирина Седых

Глава фонда «ОМК-Участие», создатель фестиваля «Выкса | Арт-овраг» на протяжении 10 лет в партнерстве с Объединенной металлургической компанией преображает целый город, создавая в нем современную и комфортную среду, меняя его жизнь через искусство и культуру. Легендарный «Арт-овраг» в 2021 году отмечал свое десятилетие в статусе культового культурного события и в обновленном формате. Идея привлекать горожан к сотворчеству, которая родилась по ходу развития фестиваля, дает возможность выксунцам реализовать свой культурный потенциал, а многочисленным гостям – пройти творческую «выксунизацию».

Совместное шоу выксунцев и «Упсала-цирка» показало, что в каждом человеке скрыто множество талантов

Совместное шоу выксунцев и «Упсала-цирка» показало, что в каждом человеке скрыто множество талантов

Когда родилась идея фестиваля «Арт-­Овраг», почему в Выксе?
Выкса – это город, где находится флагман Объединенной металлургической компании – Выксунский металлургический завод. И компании не все равно, как живут, чем увлекаются и как себя чувствуют жители моногорода. Поэтому неудивительно, что появилась идея реализовать социокультурный проект именно здесь. В Выксе много талантливой и активной молодежи, молодых семей. Значительная часть из них работает на выксунском заводе ОМК. Примерно 11 лет назад мы в фонде задумались, как сделать, чтобы молодые люди не уезжали из Выксы, а город притягивал к себе творческую молодежь. Мы хотели, чтобы сотрудники завода, выходя за проходную, попадали в современную и комфортную городскую среду. Не менее важным было отвлечь внимание подростков от вредных привычек и разнообразить досуг. И мы решили организовать фестиваль городской культуры. Первые три года это были фестивали-зрелища. Мы приглашали в Выксу современных художников, создавали в городе арт-объекты, знакомили горожан с разными направлениями искусства, в том числе муралами, аудиовизуальным искусством, театром. Также в программе было много спорта.

По ходу фестивалей появилась идея привлекать жителей города к сотворчеству и его сопроектированию. Сейчас рядом с работами именитых художников соседствуют арт-объекты авторства выксунцев.

В 2017-2019 годах мы продолжали развивать взаимодействие с городом, в Выксе появились новые пространства и проекты: арт-резиденция Vyksa Air, индустриальный стрит-арт-парк на территории Выксунского завода и арт-пространство ExLibris.

С чем была связана необходи­мость переформатировать фести­валь в 2021 году?
У фонда «ОМК-Участие» и у нашего партнера и соучредителя – ОМК есть базовые задачи, которые мы решаем посредством фестиваля. Они не поменялись: это дальнейшее развитие творческой среды Выксы через современное искусство, поиск креативных и инициативных людей, создание новых городских сообществ. Каждые три года мы меняем команду кураторов. За три года кураторы более глубоко погружаются в городскую среду, выявляют интересы жителей, предлагают новые форматы взаимодействия с жителями и художественные формы. 

В основе образов мурала «Смайл» - рисунки детей Выксы, созданные вместе с современными художниками

В основе образов мурала «Смайл» - рисунки детей Выксы, созданные вместе с современными художниками

Как появление нового директора фестиваля Федора Павлова­ Андре­евича сказалось на философии фестиваля?
Философия не поменялась, но реализовалась в этом году в наиболее полной форме. Федор предложил отличную идею: проводить фестиваль не в один, а в несколько уикендов.

Еще из нового, что привнес Федор, это «выксунизация» – глубокое вовлечение современных художников в историю и культуру Выксы. В этом году большинство художников провели в Выксе не несколько дней, а несколько недель, что позволило им глубже погрузиться в жизнь Выксы, что и отразилось в их работах. Более 300 выксунцев наравне с известными деятелями культуры внесли свой вклад в фестиваль как организаторы, участники и волонтеры. Один из запоминающихся проектов – «Триоратория»: три архитектора – три композитора – три хора.

Это аудиопространственный перформанс, основанный на диалоге музыки и архитектуры трех поколений. XV век: мотет Гийома Дюфаи по чертежу купола флорентийского собора архитектора Филиппо Брунеллески. XX век: мотет Владимира Мартынова по чертежу гиперболоидной башни Владимира Шухова. XXI век: мотет Дмитрия Баженова по чертежу «Пустого пьедестала» Чарльза Ренфро. Произведения были исполнены тремя хоровыми коллективами: возрожденным к фестивалю большим выксунским хором, московским «Хроносом» Евгения Скурата и выксунским детским хором. Арт-объект «Пустой пьедестал» архитектора Чарльза Ренфро, автора «Хай-Лайн парка» в Нью-Йорке и московского «Зарядья», был изготовлен при помощи завода ОМК в Выксе. Первую скульптуру для него – «Открытую балалайку» бразильской художницы Вивьен Какури помог изготовить местный художник и предприниматель Андрей Матчин. В представлениях «Упсала-цирка» вместе с артистами участвовали выксунский хор ветеранов, местные музыканты, рэперы, стритрейсеры. Воспитанники выксунского социально реабилитационного центра для несовершеннолетних стали актерами в иммерсивном театре. Таких примеров на фестивале в этом году очень много.

У нас несколько изменился акцент и в названии фестиваля. Сегодня это уже не «Арт-Овраг», а Выкса-фестиваль. Это имя ближе по смыслу к тому фестивалю, который во взаимодействии грандов современного искусства, молодых художников и горожан мы создаем вместе с выксунцами и для выксунцев и который продолжает менять город и жизнь в нем.

Вся программа фестиваля в этом году была построена на взаимодействии выксунцев, гостей города и художников. В променад-театре вместе с Федором

Вся программа фестиваля в этом году была построена на взаимодействии выксунцев, гостей города и художников. В променад-театре вместе с Федором Павловым-Андреевичем (на фото в центре) участвовали десятки горожан

Как была принята «выксунизация» фестиваля жителями города?
Мы получили огромное количество восторженных отзывов. Участие в его программе помогло не просто по-новому взглянуть на роль фестиваля в жизни города, но и перевернуло мнение о Выкса-фестивале. Жители города были удивлены вниманием, искренним восхищением и признанием ценности того жизненного опыта, которым они щедро делились с гостями. Абсолютно разные люди, которые в обычной жизни и не пересеклись бы никогда, познакомились и нашли общий язык.

Сегодня о Выксе знают не только как об индус­триальном центре, но и как об одном из центров современного искусства. Это помогает горожанам по-новому взглянуть на Выксу, по достоинству оценить и заново полюбить ее. А у молодых людей появится желание после учебы вернуться в свой родной город и связать с ним жизнь.

Аудиопространственный перформанс «Триоратория» - коллаборация композиторов, архитекторов и исполнителей – от средневековья до современности

Аудиопространственный перформанс «Триоратория» - коллаборация композиторов, архитекторов и исполнителей – от средневековья до современности

Какие еще мероприятия организует фонд?
Фонд работает в шести регионах, где расположены предприятия ОМК, а также в Москве. Это три направления: помощь детям в трудной жизненной ситуации (в том числе и адресная помощь), формирование инклюзивной среды и социокультурные проекты. В числе наших инклюзивных программ – проект «Выкса. Доступ есть» по вовлечению взрослых и детей с инвалидностью в культурную жизнь города. Для них мы организовали 25 адаптированных экскурсионных маршрутов. В 2017 году мы открыли арт-резиденцию. Резидентами стали более 40 художников из разных стран. Они читают лекции, проводят мастер-классы и организуют выставки. В сотворчестве с ними выксунцы открыли в себе новые таланты, познакомились с художественными техниками, нашли новых единомышленников.

В 2018 году в центре города мы открыли пространство ExLibris. Здесь проходят по 350 офлайн- и онлайн-мероприятий в год, работают клубы по интересам, появляются новые сообщества.

Как можно стать частью работы Фонда или попросить о помощи и содействии?
Иногда обстоятельства складываются так, что дети и их родители могут попасть в беду. Например, подводит здоровье, и срочно требуется дорогостоящее лечение. В таких случаях мы стараемся поддержать их. С 2008 года помогли более полутора тысячам семей в нескольких регионах на сумму 55 млн рублей.

Важно сказать, что в отличие от фестиваля, который финансирует ОМК, средства на адресную помощь – это деньги людей: наших учредителей, а еще многих и многих друзей фонда – благотворителей. Мы с радостью принимаем любую помощь и всегда благодарны за личное участие. Мы также реализуем системные проекты, поддерживающие семьи в трудной жизненной ситуации и организации, которые работают с людьми с инвалидностью. На это мы направили более 70 млн рублей и еще 18 млн – на покупку медицинского оборудования для детского отделения московского онкоцентра им. Н. Н. Блохина.

На нашем сайте есть информация, как можно получить помощь у нашего фонда. Рассматриваем запросы из городов, где работают предприятия ОМК. Через сайт вы можете сделать пожертвование, узнать о волонтерских акциях. Приглашаем всех и искренне рады тому, что наш фонд объединяет многих людей.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: