Министр культуры Нижегородской области – любимый герой не только новостей, но и светских хроникеров. Вместе с ним мы прогулялись по обновленному Художественному музею и поговорили о том, как сделать город модным и интересным, заставить всех о нем говорить и чем будет жить Нижний после окончания юбилейных мероприятий.
Министр культуры – это довольно широкий спектр обязанностей. Лично вам, как человеку, а не министру, какой «вид» культуры ближе? Изобразительное искусство, архитектура, музыка?
Я не выделяю какой-то один вид искусства. Сейчас такое время и возможности, когда интересна их синергия, запечатляющая этот момент в твоей памяти лучше всего. Вот пример. Кантата «Александр Невский», звучавшая в июле на Стрелке. Выступление академического оркестра сопровождалось лазерными проекциями на храме. И именно это сделало событие незабываемым. Синергия видов искусств, их смелое соединение оставляет более яркие эмоции.
У нас в городе есть современный театр, современное изобразительное искусство, но практически нет современной академической музыки. Тот же фестиваль Opus52 собрал довольно мало людей. Почему так происходит?
Если говорить о фестивале Opus52, то я связываю это в первую очередь с погодой и местом –тяжеловато было на жаре находиться на набережной. Кроме того, современная академическая музыка бывает довольно сложна для понимания.
Но есть же феномен Перми, которая благодаря имени Теодора Курентзиса стала большим центром такой сложной музыки. Получается, нам нужен свой Курентзис?
Давайте не будем забывать, что хоть Теодор и один из главных мировых дирижеров, у него ушло целых 10 лет на то, чтобы Пермь прозвучала на всю страну. Я не говорю, что нам нужен Курентзис, чтобы современная академическая музыка стала популярной. Хотя он нам тоже нужен, конечно. Без больших мастеров ничего не сдвинется. В этом году мы привозили таких мастеров, как Гергиев, Башмет, Трифонов… Благодаря им нижегородцы смогли услышать эталонное звучание. Хотя, надо сказать, наш академический оркестр тоже замечательный.
Нижний Новгород – это еще и один из центров культуры уличной, стрит-арта. Как вы относитесь к уходу стрит-арта от маргинальной формы искусства к одобряемой и принимаемой властями? Это идет ему на пользу или убивает дух уличной свободы?
Уличное искусство – мощный инструмент гуманизации общественной среды. Художники её гуманизируют своими работами, им не нужно мешать. Им нужно помогать. При этом наша позиция – не пытаться форматировать, а давать им творить. Наша задача в том, чтобы художники самореализовывались, получали удовольствие и привлекали художников из других городов и стран. Тогда в городе будет движ.
Я считаю, что наше сотрудничество с уличными художниками взаимовыгодно. Мы помогаем развивать существующий бренд нижегородской школы стрит-арта. Чтобы стать столицей уличного искусства с масштабными муралами по всему городу, создавать полотна на целых кварталах, делать фестивали и приглашать художников со всей России и из-за рубежа, не обойтись без поддержки властей. Фестиваль «Место» второй год поддерживается правительством Нижегородской области и заметно вырос с этой поддержкой. Плюс так сложилось здесь, что стрит-арт стал базовой школой современного искусства. Почти все известные нижегородские художники вышли из стрит-арта. И многие еще пройдут этот путь.
800-летие города стало мощным толчком к развитию города как культурного центра. Есть ли культурные площадки, которые не появились бы без этого «юбилейного» повода?
Думаю, что многие появились бы, но значительно позже. Юбилей, конечно, дал нам возможности сделать и развить многие уже популярные пространства. Например, ЦЕХ* в Нижполиграфе. Сюда уже приезжают лучшие инсталляции мира. Разумеется, пакгаузы, потенциал которых мы раскрываем
через создание общественного пространства с концертным залом и галереей. Манеж в кремле и сам кремль в целом, который в короткие сроки стал более дружелюбным, открытым и менее официальным. Еще отмечу работу с музеями в целом. Нам удалось в первую очередь перезагрузить инфраструктуру, так как многие годы культура была недофинансирована. Мы наконец-то ушли от больничных зеленых стен, сделали современные пространства с хорошим освещением, с профессиональными климатическими условиями, в которых можно выставлять наши богатства и мировые шедевры. И в таких музеях приятно находиться посетителям, приятно погружаться в искусство. 800-летие здесь очень помогло с финансовой точки зрения.
Вы сами не из Нижнего Новгорода. Какое впечатление на вас произвел город, когда вы попали сюда впервые? Изменилось ли это впечатление?
Город очень сильно недолюбленный. За три года, что я тут работаю, изменилось главное – отношение к нему. В город стали много вкладывать. Губернатор не может терпеть несовершенства того, как это всё выглядит. Поэтому идут колоссальные вложения в городскую среду, и это все меняет.
Быть новым человеком в городе и сразу на таком посту – это бонус или дополнительный стресс?
Самое главное – это желание работать с контекстом и в него погружаться. Я много чего еще не знаю, но я продолжаю общаться, развиваться, больше узнавать про Нижний. Это невероятный город в плане сторителлинга, о нем нужно рассказывать и рассказывать. Иметь возможность смотреть на город со стороны, с восторгом неофита – это серьезный бонус. Я замечаю вещи, которым люди, живущие здесь, не придавали особого значения, считали частью привычного культурного ландшафта. Меня же многое поражает, мне хочется говорить о своих открытиях. Нижний сталкивается с оттоком населения, и наша задача – насытить культурную жизнь, обустроить городскую среду так, чтобы они стали аргументом остаться.
Куда лично вы посоветовали бы пойти туристу или нижегородцу в первую очередь, чтобы почувствовать настоящий Нижний? Может быть, некий короткий маршрут?
Не думаю, что буду очень оригинальным. В первую очередь, это объекты, связывающие эпохи Нижнего. Кремль – начало развития города; Рождественская улица и ярмарка, отражающая эпоху, когда Нижний был крупнейшей торговой артерией; районы нижней части города, так как город Горький – один из первых соцгородов СССР. Это очень интересный контраст. Нижний – разный, ни на кого не похожий. Поэтому мы выбрали одним из тезисов 800-летия слоган «Быть, а не казаться».
яркие события, про которые будут говорить по всей стране.
Назовите места в городе, переменам в которых вы больше всего рады.
Это Нижегородская ярмарка – мой самый любимый и сложный проект. Если вы помните те рыночные постройки, котлован и общую разруху, то нетрудно будет оценить разницу с тем, что там сейчас: благоустройство, современные павильоны. Конечно же, Стрелка. Территория с таким потенциалом не могла больше оставаться за забором. Квартал церкви Трех Святителей – это в целом проект-прецедент для России: сохранение деревянных домов, с которыми обычно не знают, что делать. В Нижнем решение найдено и уже тиражируется на другие регионы.
А вообще, я больше всего рад переменам в тех местах, где происходит гуманизация общественных пространств. Когда из парковки получается парк, из облепленных грибком стен – аккуратное пространство для детей, из проломленной крыши и дома с крысами – новое современное пространство галереи. Видеть, как бывшие руины стали современным излюбленным пространством – самое большое удовольствие.
Нижегородская область - родина многих видов народных промыслов. К сожалению, эти промыслы часто воспринимаются как архаизм и чисто туристическое развлечение. Можно ли сделать их модными и актуальными? И нужно ли?
Здесь стоит вопрос восприятия. Что-то модно, а что-то вечно. Вот художественные промыслы – про вечное, наше богатство. Чтобы эту информацию донести не словами, а снова ввести в моду, нужно еще немного времени, пиара и креатива, а также плодотворного сотрудничества с дизайнерами. Первый шаг сделан – паттерны городецкой росписи, хохломы используются в сувенирной продукции
«Нижний 800», которая очень популярна. Ещё у нас прошел фестиваль «Матрёшка fashion week», в коллекциях финалистов конкурса были отражены элементы художественных промыслов. У нас есть план работы с этим ресурсом. Нам предстоит детально поработать с дизайном, чтобы употребление промыслов было чаще в современных вещах. Чтобы с фактурой нашей работали дизайнеры не из наших же промыслов. Такой прецедент уже есть: конкурс «Дизайн и ремесло», где получились просто блестящие работы.
СМИ часто пишут про вас как про самого модного и стильного чиновника. Насколько для вас важен внешний вид и мода?
Кажется, мой стиль для СМИ стал важнее, чем для меня самого. С улыбкой читаю примечания о моих кроссовках в уважаемых деловых изданиях. Но если вы посмотрите на вещи, они довольно базовые. Я не против такого амплуа. В конце концов, чтобы сделать что-то модным, надо и самому соответствовать.
На данный момент активно развивают и продвигают бренд «Нижний Новгород – столица закатов». Какой еще бренд, на ваш взгляд, подошел бы обновленному к 800-летию Нижнему Новгороду?
Думаю, что не нужно искать, нужно усилить то, что уже имеет под собой основание: уличное искусство, ИТ-сфера, архитектура. «Столица закатов» не придумана каким-то пиарщиком правительства. Это пришло из народа. То, что приходит от людей, что уже «завирусилось» в речи, то и будет новым брендом.
У многих сейчас есть опасение, что с окончанием юбилейного года бурное развитие города сойдет на нет. Это оправданные страхи?
Город – это люди, и развитие людей никуда не денется за сезон. Большинство инициатив и запросов на культурную жизнь идут снизу, поэтому вы видите одновременно фестиваль классической музыки «Стрелка» и концерты популярных поп- и рэп-исполнителей, спортивные и гастрономические фестивали. Безусловно, год 800-летия более насыщенный, но он и дает нижегородцам опыт: насмотренность, наслушанность, которая останется с ними навсегда. И дальше спрос будет порождать предложение на культурную жизнь в разных ее форматах.
Наш город в этом году вернулся в высшую лигу, все говорят про Нижний, все едут в Нижний, город битком. И это здорово! Так Нижний и должен жить. Выход один – не бросать «Столицу закатов», продолжать поддерживать ночную жизнь, делать выставки-блокбастеры, как, например, «Небесный Нижний», который открылся в Манеже. У нас теперь везде хороший свет, климат, поэтому мы можем договариваться с ведущими музеями о сотрудничестве. Тот уровень, который мы сами себе задали, будет очень тяжело удержать. Но мы точно будем делать такие же яркие события, про которые будут говорить по всей стране.
Текст: Анастасия Базилева
Фото: Александр Гордеев
Куратор съемки: Анна Боброва
Комментарии (0)