18+
  • Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

От глины искусства до гранита науки: корпоративный университет в Выксе

Металлическая сетка, напоминающая гиперболоидные творения инженера Шухова и заполненная глазурованными цветными ромбами из местной глины, – так выглядит инсталляция, которую международная команда художников арт-резиденции «Выкса» представила на церемонии в честь старта строительства корпоративного университета. Инсталляция вдохновлена архитектурной концепцией здания, которое построят в Выксе в 2025 году для подготовки рабочих и инженерных кадров.

В Выксе расположено современное металлургическое предприятие, которое постоянно нуждается в специалистах технических направлений. В университете, который откроется через два года, около 500 человек одновременно будут обучаться по разным промышленным специализациям от мехатроники до безопасности на производстве, а также повышать уровень квалификации. Он сделает передовое техническое образование для сотрудников завода ОМК в Выксе еще более доступным. Три двухэтажных корпуса вместят более 10 лабораторий, учебные классы и помещения для тренингов, конференц-зал на 600 мест, а фойе комплекса украсят новые объекты современного искусства.

Инсталляции на старте строительства – это совместное творчество трех художников, которые как раз работали в арт-резиденции «Выкса» в дни запуска стройки. Круглогодичную резиденцию открыли в Выксе в рамках «Выкса-фестиваля» еще в 2017 году. Визуальный концепт работ перекликается с архитектурной концепцией корпоративного университета, которую разработало московское бюро «Остоженка» – одно из старейших в стране, оно готовило реконструкцию исторических столичных районов Остоженки и Замоскворечья.

Николай Мамонтов

Художник (Омск), отвечал за стальную основу работы

Симпатичный объект получился как визуально, так и смыслово: удалось совместить несколько символических вещей и действий в одном. Стальная основа выполнена из металла, выпускаемого в Выксе, и повторяет форму знаменитой шуховской «сетки», а цветная глазурь, которая заполняет ее изнутри, выполнена в том числе из исторического шлака печей выксунских заводов XVII–XIX веков, – в общем, полная сайт-специфичность (художественное высказывание о конкретном пространстве, которое может состояться только в месте своего создания и нигде больше. – Прим. ред.).

Елена Костенко

Художница (Париж), занималась подготовкой керамических элементов

Обычно в своей практике я беру землю, глину, пыль, звуки – «сырые» материалы, имеющие непосредственное отношение к локации. Я приехала в Выксу сразу после зимних каникул – все вокруг окутано снегами, земля промерзшая… Шансы найти глину были малы, но всё, от каменной архитектуры города и геологических исследований 50-х годов до немытой моркови в местном продуктовом, указывало на то, что почва здесь на самом деле очень глинистая. Первые две недели я просто ходила по городу, разглядывала очищенный снег, брала пробы оголенной земли… И в итоге прекрасная, жирная и очень пластичная глина нашлась на территории бывшего ДК имени Ленина, где экскаватор копал котлован для будущего фундамента (здесь сейчас идет стройка одного из новых домов для сотрудников выксунского завода. – Прим. ред.). Мы собрали достаточно сырья и для инсталляции, и для моей выставки «Осязаемые впечатления».
Сейчас не принято среди керамистов добывать свой материал, постигать его, изучать его свойства, эстетический потенциал. Многие хотят проверенный результат, а с живой глиной нужны годы опыта и иммунитет к разочарованиям. Но процесс работы с сырьем дает мощный драйв – это вызов, преодолев который чувствуешь свой профессиональный вес.

Процесс работы над керамическими элементами был нетипичный: с сушкой и обжигом пришлось экспериментировать на ходу, и здесь очень помогла местная выксунская художница Катя Голотвина, у которой уже были наработки с использованием местного шлака в рамках все того же «Выкса-фестиваля».

Инсталляции завершили непосредственно в момент их презентации – на церемонии в честь начала строительства корпоративного университета. Здесь председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых и руководители компании вставили покрытые глазурью керамические плитки в металлическую конструкцию, напоминающую будущий фасад университета, а художники тут же накрыли их ажурным металлическим обрамлением. Эти инсталляции, созданные металлургами и современными художниками-резидентами «Выксы» сообща, и символизировали начало стройки.

Помимо комплекса зданий архитектурная концепция включает в себя благоустройство 20 тысяч квадратных метров вокруг – эта территория, в прошлом промзона, будет открыта для всех жителей и туристов города. Рядом скоро начнется строительство еще одного жилого комплекса для сотрудников завода – в том же архитектурном стиле, с узнаваемым образом гиперболоидных и сетчатых конструкцией инженера Шухова, а всего ОМК для своих рабочих и инженеров в ближайшие пять лет построит в Выксе пять тысяч квартир.

Анатолий Седых

Председатель Совета директоров ОМК

Новое здание университета откроет перед ОМК принципиально другие возможности по охвату программ и качеству образования. Но для нас важно, что корпоративный университет не только повысит качество образования, но и преобразит облик города. Проект подготовлен с большим уважением к индустриальному наследию Выксы и отсылает нас к шуховской «сетке», которая известна во всем мире. Университет – лишь часть нашей социальной программы по преображению Выксы. Всего же в ближайшие пять лет в развитие города мы вложим свыше 30 млрд рублей, а это значит, что люди, которые будут здесь учиться, жить и работать, продолжат укреплять ту базу, на которой держится Выкса уже более 260 лет, промышленность нашей страны и российская экономика в целом.

Соучредитель и первый заместитель директора бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов: «Для нас стало честью разработать такой масштабный объект. В этом новом доме будет удобно для комфортного учебного процесса. Такое интересное мощное прошлое Выксы неразрывно связано с будущим, и его связывают люди, люди должны это будущее изобрести. Это дом, в котором люди будут мечтать и реализовывать эти мечты».

Художница Елена Костенко: «Выкса – первый город в России, в котором я прожила почти два месяца после моего отъезда из страны 18 лет назад. Несмотря на небольшой размер и географическое положение, здесь чувствуется потребность в познании, эстетике, искусстве. И я думаю, что для Выксы, города с интересной индустриальной историей, университет – это своего рода признание его потребности в дальнейшем развитии и процветании».

Текст: Валентина Переведенцева
Фото: предоставлены компанией ОМК

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: