18+
  • Город
  • Наука и образование
  • Образование/Нижний Новгород
Наука и образование

Поделиться:

«Вышка» современного образования: университет, который учит работать

Выбирая вуз, абитуриенты (и их родители) должны решить сразу несколько задач: поступить в престижное учебное заведение, выбрать альма-матер, в которой будет интересно учиться, наконец, выяснить, насколько актуальна будет профессия, которую они получат через несколько лет. Заместитель директора филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Денис Фоменков рассказал «НН.Собака.ru» о том, что такое современный проектный университет и как он учит быть успешным, востребованным и помогает найти себе дело по душе.

Денис Фоменков, кандидат экономических наук, заместитель директора филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, декан факультета менеджмента.


Пандемия сократила время внедрения цифровых технологий. Сейчас обучение онлайн становится нормой.

В чем новаторство системы преподавания ВШЭ?

Новаторство – это про «Вышку». И речь не только о системе преподавания, а в целом о системе управления учебным процессом. Мы доверяем своим преподавателям, не диктуем профессорам, как вести занятия: они сами отлично знают, как организовать учебный процесс. Наша задача – создать различные формы поддержки, которые будут стимулировать появление инновационных форм обучения, тиражировать удачный опыт. Существует Фонд образовательных инноваций, который поддерживает различные инициативы преподавателей.

Глобальный тренд, который зафиксирован во всех стратегических документах ВШЭ, – проектная деятельность. Сегодня это ключевая часть образовательных программ. В экосистеме поддержки проектной деятельности задействованы различные игроки: бизнес-инкубатор ВШЭ,​ Центр предпринимательства, которые могут оказывать различные формы поддержки студентам, открывающим свой бизнес; лаборатории, в том числе международные, которые приглашают студентов, ориентированных на исследовательские проекты; проектно-учебные группы, которые открываются по запросам от компаний. Дополнительной платформой, которая поддерживает эту активность, является Ярмарка проектов – «витрина», где студенты могут видеть, какие проекты в настоящее время открыты всем студентам ВШЭ, записаться и стать их участниками.

Весной 2020 года стартовал проект межкампусных курсов ВШЭ. Мы находимся в уникальной и очень благоприятной ситуации распределенного университета: четыре кампуса работают в крупных городах России, центрах науки и культуры. Создавая курс силами преподавателей сразу нескольких кампусов, мы интегрируем лучшую экспертизу, которая только может быть, повышаем качество курсов и их вариативность. Общими силами мы формируем курсы, на которые могут записываться студенты ВШЭ из Петербурга, Перми, Москвы, Нижнего. В этом году кампания по выбору курсов стартует в июне, и студенты смогут найти для себя предложения всех кампусов.

Еще одним трендом я назову формирование и развитие цифровых компетенций. Мы были среди пионеров этого движения, и во всех наших образовательных программах модули по формированию цифровых компетенций обязательно присутствуют.

Начиная с этого года дополнительно введена независимая оценка компетенций: оценивать готовность студентов будут не преподаватели, которые ведут курс, а независимые эксперты.

Одно из последних нововведений, которые нам предстоит реализовать, – microdegree (микростепени), дополнительные модули​ сверх подготовки по основному направлению. Это оформляется отдельным завершенным блоком с подтверждением компетенции: студент может дополнительно получить микростепень, но главное – освоить секторальные компетенции, которые востребованы именно сейчас. Например, микростепень по цифровому маркетингу.

Каждый модуль можно освоить в течение определенного времени, подтвердить компетенцию и получить документ. По сути, это дополнительное образование, целевая аудитория которого – студенты. В ближайшее время мы будем предлагать получить microdegree не только нашим, но и внешним студентам.​


Наша задача – создать различные формы поддержки, которые будут стимулировать появление инновационных форм обучения, тиражировать удачный опыт.

Как развитие цифровых технологий повлияло на работу ВШЭ?

Цифровизация для современного университета – это суперважный процесс: все нововведения, если они не обеспечиваются цифровыми сервисами, рискуют уйти в никуда и породить хаос. Когда во время пандемии мы запускали программу выбора межкампусных курсов, то столкнулись с проблемами как раз из-за неотлаженности цифровых сервисов. Поэтому теперь у нас есть Дирекция, которая занимается исключительно вопросами цифровизации университета. Летом мы переходим на новую платформу – удобную комплексную систему, где можно формировать индивидуальную траекторию обучения, хранить цифровое портфолио и видеть все сервисы ВШЭ.

Повлияла ли пандемия на развитие цифровизации?

Совместная работа НИУ ВШЭ и Coursera началась в 2013 году, и за этот период ВШЭ вошла в десятку мировых вузов по количеству размещенных MOOCs (массовых открытых онлайн-курсов).​ Учитывая опыт, в марте 2020 года мы испытали, наверное, чуть меньше трудностей, чем некоторые другие вузы. Наши студенты еще до пандемии могли слушать лекции не в аудитории, а онлайн, наши преподаватели знали о современных инструментах дистанционной работы. Конечно, не могу сказать, что при переходе на дистанционный формат мы совсем не испытали проблем, они были: нужно было все реализовать в очень короткое время, но мы справились. Пандемия сократила время внедрения этих технологий. Сейчас обучение онлайн становится нормой. Если качество образования не падает, а эффективность взаимодействия увеличивается, то курсы можно оставить в этом формате.

Я хочу сказать большое спасибо всем преподавателям, которые достаточно быстро разобрались в инструментах, помогающих реализовать дисциплины в дистанционном формате. Преподавателям, которым это давалось непросто, помогли «цифровые волонтеры». Наши студенты прошли экспресс-обучение и помогали своим профессорам: объясняли, как создать Zoom конференцию, как отличать повторяющиеся конференции от разовых, как пользоваться инструментами демонстрации. Для ребят это тоже был важный опыт, и мы очень благодарны им за помощь и командную работу.

Почему переход к проектной системе стал для ВШЭ стратегической задачей?

Наших студентов высоко оценивают по навыкам командной работы и по умению нестандартно подходить к решению задач. И мы делаем все, чтобы помочь им сформировать эти навыки. Традиционный формат передачи знаний от преподавателя к студентам исключительно в формате лекции для современного мира уже не так актуален. Вместо готового знания или даже практики, где знание также получится однозначным, проектный университет предлагает освоение знаний в процессе обучения. Готового ответа «правильно-неправильно» у студента заранее нет. При работе над проектом полученный результат – это и есть цель обучения.

В университете создается экосистема, обеспечивающая проектную деятельность: студенты могут выбирать проекты из различных источников, получать поддержку от компаний, менторов, преподавателей, проекты сквозным образом проходят через все образовательные элементы.

Онлайн-образование стало максимально доступным слушателям из разных стран. Можем ли мы конкурировать с зарубежными программами в качестве образования?

Одно из важных преимуществ ВШЭ для студентов - это возможность быть мобильными. У нас подписаны соглашения, по которым наши студенты приезжают в зарубежные вузы и наоборот. Пока границы закрыты, в рамках этих соглашений студенты могут подключиться к курсам онлайн.

Кроме того, у нас есть несколько англоязычных программ, на которые поступают иностранные студенты. Одна из самых востребованных – «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика». Есть англоязычная программа, которая реализуется в партнерстве с зарубежными вузами, – Global business. В следующем году мы открываем глобально ориентированную онлайн-магистратуру по компьютерному зрению. Не все об этом знают, но Нижний Новгород – один из мировых центров по компьютерному зрению, и здесь действительно очень много сильных специалистов, экспертов (у Huawei, Samsung). Эта программа ориентирована, в первую очередь, на иностранных абитуриентов. Вот как раз и проверим, насколько мы конкурентоспособны на иностранном рынке.

Как ВШЭ взаимодействует с компаниями, которые могут стать потенциальными работодателями выпускников?​

Компании-работодатели входят в академический совет программы, участвуют в формировании образовательных программ – это необходимо для того, чтобы понимать, какие изменения происходят на рынке. На всех наших образовательных программах работают приглашенные преподаватели от компаний, среди наиболее активных – KMPG, Orion Innovations, «Сбер», «Росатом», Huawei и другие.

Выпускники ВШЭ – состоявшиеся, успешные – рассказывают о годах учебы в «Вышке» не просто с благодарностью, но и с восторгом. Как вы этого добиваетесь?

Здесь большого секрета нет: к нашим студентам мы относимся как к партнерам. Они всегда активные участники образовательного процесса. У нас общие задачи: сформировать нужные компетенции, чтобы выпускники стали успешны. Преподаватели остаются общаться с ребятами после занятий, разрабатывают​ много внеучебных активностей. Думаю, что благодаря этому наши студенты чувствуют себя частью «Вышки», становятся не потребителями, а соавторами. Мы рады этому!

Приемная комиссия:
Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12
+ 7 831 416-97-77
pknn@hse.ru
nnov.hse.ru

 

Фото: сообщество НИУ ВШЭ «ВКонтакте».

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: