18+
  • Город
  • Наука и образование
  • Образование/Нижний Новгород
Наука и образование

Поделиться:

Каких специалистов ждут на постпандемийном рынке труда. Когда лучше научить, а не переучивать

Во время пандемии объем мировой торговли сократился, многие отрасли экономики переживают не лучшие времена, из-за чего десятки миллионов людей по всему миру лишились работы и вышли на существенно изменившийся рынок труда. Кого же сейчас ищут работодатели? Какими компетенциями нужно обладать для успешного трудоустройства в новых реалиях? И главное – где их можно освоить?

Возможности профессионального обучения для нижегородцев обсудили участники круглого стола, организованного журналом «НН.Собака.ru» совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и HR-ассоциацией ПФО.

В дискуссии приняли участие министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова, ректор ННГУ имени. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова, ректор ННГАСУ Андрей Лапшин, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Денис Фоменков, директор института непрерывного образования НГПУ имени К. Минина Светлана Соткина, руководитель отдела по развитию карьеры и профориентации портала Superjob Артем Дорошин и HR-директор макрорегиона «Волга» Tele2 Елена Щербакова.

Модератором встречи стала руководитель Проектного офиса по развитию человеческого капитала Команды правительства Нижегородской области, руководитель HR-Ассоциации ПФО Наталья Моисеенко.

Наталья Моисеенко

Наталья Моисеенко

Денис Фоменков

Денис Фоменков 

Ольга Петрова

Ольга Петрова

Елена Щербакова

Елена Щербакова

Андрей Лапшин

Андрей Лапшин

Светлана Соткина

Светлана Соткина 

Артем Дорошин

Артем Дорошин

Представитель портала Superjob рассказал, что спрос на те или иные профессии меняется каждые 20-30 лет, а не только в эпоху пандемии коронавируса: «Не так давно все считали, что молодым людям нужно учиться на экономистов, юристов и психологов. Сейчас наиболее востребованы инженеры, IT-специалисты, и, конечно, специалисты в области медицины». Вместе с тем, повсеместное развитие автоматизации и цифровизации, которое пандемия COVID-19 только ускорила, привело к появлению новых профессий на стыке разных отраслей: «Сейчас специалистам, готовящимся выйти на рынок труда, нужно осваивать формы работы, адаптированные к новой реальности», – добавил Артем Дорошин.

С этим согласилась и Ольга Петрова: «Сейчас в Нижнем очень востребованы специалисты в сфере информационных технологий – их нужно порядка 5-6 тысяч. Большой cпрос и на квалифицированных педагогических работников. Только в «Школу-800», которая открывается в этом году, нужны порядка 400 преподавателей. На мой взгляд, это сейчас два основных кадровых запроса в нашем регионе».


Самыми востребованными в период пандемии оказались экономические специальности, бухгалтерский учет, банковское дело, все, что связано с освоением цифровых и информационных технологий, МРА, МBA.
 

Чтобы удовлетворить спрос на подготовку специалистов в области информационных технологий, сотрудники ННГУ, Мининского университета и НГТУ имени Алексеева сформировали сетевую программу подготовки учителей информатики для нижегородских школ, в которой специалисты каждого из трех вузов реализуют свой модуль. «Такие программы позволяют дать более широкую линейку компетенций, необходимых людям на современном рынке труда. Полагаю, за ними будущее», – поделилась глава регионального министерства образования.

Нижегородцы готовы учиться и переучиваться. Популярность всевозможных программ дополнительного образования особенно выросла во время пандемии COVID-19. По словам представителей руководства ведущих вузов города, они готовы удовлетворить эту потребность.

Как рассказала Елена Загайнова, Университет Лобачевского предлагает более 300 программ дополнительного образования. Самыми востребованными в период пандемии оказались экономические специальности, бухгалтерский учет, банковское дело, все, что связано с освоением цифровых и информационных технологий, МРА, МBA. «Много желающих изучать психологию. Люди хотят овладеть психологическими знаниями, чтобы уметь грамотно строить отношения с членами своей семьи, с коллегами по работе, эффективно разрешать конфликты, справляться с депрессивными состояниями», – добавила ректор ННГУ.

Ректор ННГАСУ Андрей Александрович Лапшин рассказал, что в архитектурно-строительном университете реализуются программы повышения квалификации и переподготовки кадров по самым разнообразным, в том числе уникальным направлениям. Например, техносферная безопасность, дизайн (в том числе компьютерный), инженерно-геодезические изыскания, ландшафтная архитектура и многие другие. Особым спросом у слушателей пользуется проектирование с использованием самых современных программных комплексов, в том числе BIM-проектирование.

 

НИУ ВШЭ также предлагает нижегородцам большой спектр программ дополнительного образования. Однако, по мнению Дениса Фоменкова, нам есть куда стремиться: «В России показатель вовлеченности взрослого населения в программы непрерывного и профессионального образования ниже чем в Европе и странах ОЭСР – около 20 процентов, тогда как в Европе – больше 40. Россияне все еще не рассматривают получение дополнительного образования как выгодную для себя инвестицию. Те, кто участвует в подобных программах, в качестве мотивации называют необходимость удержаться на текущем месте работы, а не желание повысить свою ценность и мобильность на рынке труда».


Популярность всевозможных программ дополнительного образования особенно выросла во время пандемии COVID-19.
 

В Мининском университете реализуются программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки актуальные для педагогических работников всех уровней образования (дошкольное, общее, среднее, СПО, высшее). По словам Светланы Соткиной, 2020 год продемонстрировал увеличения интереса к дополнительному образованию: «Люди приходят не ради «корочки», а ради новых компетенций, которые мы можем им дать. Мининский университет является лидером педагогического, психолого-педагогического, дефектологического и гуманитарного образования на региональном и федеральном уровнях и предлагает широкий спектр программ по данным направлениям».

Вместе с тем, российская система профессионального обучения взрослых нуждается в господдержке, ведь во время пандемии платежеспособность населения существенно снизилась. Государство откликается на эту потребность, выделяя вузам субсидии на реализацию таких программ. Предприятия и крупные бизнес-компании региона также готовы вкладываться в обучение своих сотрудников, настоящих и будущих. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, например, активно сотрудничает с IT-компаниями. Студенты университета имеют возможность уже во время учебы проходить стажировки в таких компаниях, как Intel и Huawei, готовить дипломные работы под руководством их специалистов. «Могу сказать, что мы рассматриваем любые варианты сотрудничества с предприятиями региона, ведь прежде всего для них мы готовим своих выпускников и хотим, чтобы они были успешны в трудоустройстве», – заявила Елена Загайнова.

В прошлом году, не смотря на пандемию, в нашем Межотраслевом институте повышения квалификации стартовало обучение по новой программе «Управление инвестиционно-строительным комплексом». Она реализуется в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Оплата осуществляется следующим образом: 33% суммы за обучающегося вносит федеральный бюджет, 33% – региональный, оставшуюся часть оплачивает организация слушателя. ННГАСУ – единственный строительный вуз России, который смог попасть в эту программу, – поделился Андрей Лапшин.

Руководители НИУ ВШЭ – Нижний Новгород свою стратегическую задачу видят в том, чтобы выстраивать образовательные программы с проектным подходом. По мнению Дениса Фоменкова, «когда студенты, работая над своими проектами, решают конкретные проблемы, они понимают, для чего нужны те знания, которые преподаватели стараются им дать».

Чего же ждут от своих потенциальных сотрудников нижегородские работодатели? По словам HR-директора макрорегиона «Волга» Tele2, при рассмотрении резюме соискателя важным является наличие высшего образования. Это подтверждает, что будущий сотрудник владеет базовыми компетенциями, необходимыми для успешного профессионального развития в компании. «На собеседовании мы обязательно проверяем, соответствуют ли реальные знания соискателя заявленному уровню образования. Если говорить о дополнительном профессиональном обучении, то это всегда приветствуется. В то же время отсутствие свидетельств и дипломов об окончании курсов при приеме на стартовые позиции для нас не будет иметь решающего значения. Мы готовы развивать сотрудников, предоставлять им необходимые знания и опыт непосредственно на рабочем месте. Но если речь идет о позициях среднего звена или топ-менеджмента, то тут для нас важно, чтобы у претендента было дополнительное образование, так как это свидетельствует о том, что он следит за тенденциями на рынке труда, анализирует их и старается им соответствовать, вкладывается в свое профессиональное развитие», – рассказала Елена Щербакова.


Ведущие работодатели региона и сами готовы вкладываться в дополнительное образование и профессиональное обучение своих сотрудников.
 

По мнению Артема Дорошина, для современного работодателя прежде всего важны личные и деловые качества соискателей: «Это организованность, умение работать в команде, мотивация к достижению поставленной цели. Желательно, чтобы студенты уже во время учебы искали возможность применения полученных теоретических знаний, овладевали практическими навыками работы, искали возможность стажироваться по выбранной специальности».

Ведущие работодатели региона и сами готовы вкладываться в дополнительное образование и профессиональное обучение своих сотрудников. Предоставление возможности пройти обучение в корпоративном университете крупные компании используют как инструмент удержания ценных сотрудников.

 

Текст: Ольга Маркичева

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: