18+
  • Город
  • Наука и образование
  • ТОП 50 2020
Наука и образование

Поделиться:

Ксения Шашкина

Сооснователь стартапа по разработке интеллектуальных систем для транспорта работает над повышением безопасности на дорогах. Вместе со своей командой привела автомобиль к пятерке финалистов на первом в России конкурсе беспилотников «Зимний город». Запустила свой влог на YouTube канале Self-driving woman, где, сидя на кухне, рассказывает про технологии. 

Наша команда делает беспилотным то, что пока ездит по земле. На рынке есть множество компаний, которые занимаются разработкой софта для решения отдельных задач беспилотника, поэтому мы приняли решение делать не технологию, а продукт с использованием технологии. Этот путь всегда дороже, потому что железки тоже стоят денег.

Мы называем наш продукт «Мульти Машинист». Это минипогрузчик, к которому можно подцепить ковш, косилку, щетку или разбрасыватель песка, он будет полезен в коммунальных службах. Ему говоришь: «Поезжай косить», и он едет косить. Или зимой он получает информацию о том, что завтра будет снегопад, и едет работать, чтобы утром сотрудники прошли по чистой территории. 

Зачем нужны беспилотники? С одной стороны, используя их, мы исключаем человеческий фактор, который, по разным данным, является причиной восьмидесяти процентов ДТП. Так что это безопасность для человека. С другой – беспилотный транспорт решает вопросы эффективности и рентабельности для бизнеса. Например, нет простоя машины из-за режима работы водителя, нет зарплаты и отпускных. 

Раньше я комплексовала, что как разработчик не пишу код и не закручиваю гайки. Я обожала ездить на полигон и просила: «Дайте мне что-нибудь прикрутить или припаять!» Потом я поняла, что моя сила не в этом. Но на полигоны до сих пор езжу с большим удовольствием.

В команде проекта у меня несколько ролей. Во-первых, как сооснователь стартапа я отвечаю за развитие продукта, планирование работ и поиск новых рынков. Во-вторых, я Scrum Master нашей команды, то есть курирую разработку программного обеспечения для беспилотника. Получается такая углубленная менеджерская позиция с сильным погружением в разработку.

Обожаю эту разницу между первым впечатлением «ничего себе, девочка занимается беспилотниками!» и вторым «ничего себе, она еще что-то в этом понимает!» Раньше на понимание темы у меня уходило две недели, потом одна, а теперь мне достаточно поговорить с разработчиком, подумать полчаса и задать пару уточняющих вопросов.

Моя сильная сторона – это умение мечтать. Я очень сентиментальная и дико переживаю за то, что мы делаем. Кто-то может посчитать это слабостью, но я думаю, что мой широкий эмоциональный диапазон – это сила. Он дает веру в то, что все получится.  

Я считаю, что нашла дело своей жизни. Разработка беспилотников помогает мне самореализоваться. А самореализация для меня в пирамиде Маслоу находится на нижней ступеньке, где-то наряду с едой и Wi-Fi. 

Мне кайфово чувствовать себя в авангарде автомобильной промышленности. Я вижу, как меняется концепция автомобилестроения. Когда в создании и производстве автомобиля мы ориентируемся на водителя – это один разговор, а когда на робота или комфорт людей, которых он перевозит – совершенно другой.

Появятся ли беспилотники на городских дорогах к 2024 году? Думаю, нет. В прошлом году Bloomberg опубликовал обзор лидеров рынка и попытался ответить на вопрос «Через сколько лет беспилотники заменят привычный транспорт?» Судя по анализу, для «получения прав» машинам понадобится столько же лет, сколько и человеку: шестнадцать или восемнадцать. По моему мнению, сначала полностью беспилотный транспорт появится на закрытых заводских и промышленных территориях, а в города он выйдет в последнюю очередь.

Сейчас у моего влога невысокие метрики, но это меня не сильно волнует. Изначально я делала его просто потому, что не могла этого не делать. Мне стало понятно, что есть большой разрыв между тем, как общественность принимает мою работу, и тем, как на самом деле происходит разработка. Мне хотелось, чтобы люди, которые не связаны с беспилотниками и IT-технологиями, с интересом погрузились в эту сферу.

Не нужно ныть, что мир становится другим, надо делать его другим. Так ты всегда будешь впереди. Многие переживают, что роботы заменят людей. Этого не произойдет – концепция останется за человеком. Просто делай этих роботов, не надо бояться технологии.

 

«НН.Собака.ru» благодарит за поддержку партнера премии glo

 

Текст: Ольга Каляева

Фото: Наталья Арсланова

Стилист: Дарья Колосова. Платье Mashkara

Локация: «Волнение», ул. Баррикад, 1, к.4. Автор: Александр Dyoma21 (Рязань)

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП 50 2020

Комментарии (0)

Купить журнал: